Спасите наши уши!

ingressimage_expert_42_050b_.jpg

Строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД) большинство горожан, и в первую очередь, автомобилисты, воспринимают, как несомненное благо для Петербурга. Трасса призвана разгрузить центральные районы города. Однако есть и другая сторона проекта – влияние скоростной трассы на здоровье петербуржцев, чьи дома окажутся в непосредственной близости от ЗСД.

Недавно в Институте региональной прессы состоялась пресс-конференция, на которой обсуждались проблемы экологической безопасности проекта. Едва ли не главная беда – воздействие шума на близлежащие жилые массивы. По мнению первого вице-президента Восточно-Европейской ассоциации акустиков Андрея Ахматова, население кварталов, находящихся в непосредственной близости от ЗСД, окажется в условиях сверхнормативного шумового воздействия. Оно чревато увеличением сердечно-сосудистых заболеваний, сокращает среднюю продолжительность жизни на 8-12 лет.

– Я бы назвал это катастрофой, – прокомментировал Андрей Ахматов. – В Санкт-Петербурге в таких условиях проживает до 65% горожан.

Под ударом рискуют оказаться жители дачно-строительного кооператива «Дюны», в непосредственной близости от которого должен пройти участок новой трассы. Значащиеся в проекте защитные экраны, по словам эксперта, не соответствуют нормативам, и не спасут сельчан – по данным общественной экспертизы уровень шума превысит допустимый в несколько раз. И даже на противоположном краю поселка превышение будет заметным.

Даже соответствующий нормативам Минтранса экран, по словам Ахматова, не является стопроцентной защитой. К тому же разработчики, пренебрегли законами физики – экраны расположены, по его мнению, произвольно, геометрия распространения звука не просчитана. Хотя по отчетам всё хорошо.

– Не уверен, можно ли там будет жить, но на дачу туда приезжать смысла уже не будет, – заявил председатель кооператива Вячеслав Цветков. – Цены на недвижимость в поселке уже упали в разы. На самых приближенных к будущей стройке участках невозможно продать дом, даже подешевевший в 4-5 раз.

Есть и другой момент. Если трасса будет построена по существующему проекту, пострадают лесные массивы. Скоростная дорога пройдет вдоль Юнтоловского заказника, будет частично уничтожена рекреационная зона. Трасса пересекает Левашовский лес – территорию с достаточно богатым животным миром. Пострадает и проектируемый региональный комплексный заказник «Сестрорецкий», где находится один из крупнейших на территории Петербурга, не затронутый техногенным воздействием, болотный массив. 1,5 километров трассы пройдут по его границе.

Не строить дороги нельзя. Но, как считает старший преподаватель географии и геоэкологии СПбГУ Андрей Резников, здесь нужен компромисс.

– Природа легко идет на компромисс, а люди – гораздо тяжелее, – говорит Резников. – Существует альтернативный вариант трассы – западнее Лахтинского разлива. По этому проекту, трасса обогнула бы с запада запроектированные новые жилые массивы, а Левашовский лес обогнула бы с востока. Это помогло сохранить и без того страдающие от соседства с мегаполисом особо охраняемые природные территории.

Пока представленный вариант, соавтором которого является коллега Резникова кандидат географических наук Григорий Исаченко, увидели только журналисты. Авторы планируют представить его и проектировщикам ЗСД.

Из-за экономического кризиса развитие проекта затормозилось. Что дает возможность использования возникшей паузы для поиска наиболее экологически безопасного проекта ЗСД.

Александра Смирнова