News

Новые рабочие места требуют загрязнения Баренцева моря?

Wikimedia commons

Опубликовано: 03/03/2010

Автор: Алексей Павлов

Норвежская горнорудная компания "Сюд-Варангер" собирается сбрасывать ядовитые отходы в Баренцево море. Против этого выступает часть жителей приграничной губернии Финнмарк, норвежские и российские экологи и ученые. Ядовитые сбросы могут отравить прибрежные воды Норвегии и с помощью Гольфстрима дойдут до Мурманской области.

Обогатительная фабрика и железный рудник компании “Сюд-Варангер” находиться рядом с норвежско–российской границей, в окрестностях крошечного Киркенеса. Производство заработало в прошлом году, после 13-тилетнего простоя. Местные жители, конечно, обрадовались: ведь работу нашли 300 соотечественников. Однако, отношение стало меняться, когда “Сюд-Варангер” подал в норвежский Директорат по климату и загрязнению заявку на ежегодный выброс в Баренцево море 500 тонн жидких ядовитых веществ, которые используются при обогащении руды. По данным норвежских СМИ, речь идет о веществе «лилафлот», которое входит в группу аминов. Узнав это, сотрудники королевского института морских исследований сразу заявили, что такие сбросы скажутся на рыбе и морских организмах. Особенно, во фьорде Киркенеса, который объявлен национальным семужьим фьордом.

— Химические вещества группы аминов ни в коем случае нельзя сбрасывать в окружающую среду, — подтверждает главный научный сотрудник Горного института Кольского научного центра Российской академии наук, доктор наук, профессор Александр Гершинкоп. — Амины это чрезвычайно опасные вещества и во всем мире отказываются от их применения. Они очень трудно разлагаются и способны к накоплению в живых организмах, воде, почве и так далее. Поэтому протестовать против этого необходимо!

Сторонники сбросов не верят ученым и уверены, что их необходимо делать, чтобы фабрика работала, люди имели доходы, а власти — налоги. Именно эти доводы и победили на общественных слушаниях, которые проводились в Киркенесе. Однако россиянам от роста чужих доходов радости мало. Ведь Мурманская область пострадает по любому, так как ядовитую химию подхватит и донесет до наших берегов могучий Гольфстрим. Поэтому руководству “Сюд-Варангера” лучше поискать другой выход.

— Отходы можно собирать в емкости и хранить где-то на берегу до того момента, когда можно будет их утилизировать безопасно. Или превратить их в твердые отходы для длительного хранения, — предлагает председатель экологической организации «Беллона – Мурманск» Андрей Золотков. — Конечно, создание новых рабочих мест на севере Норвегии имеет большое значение, ведь Киркенесу надо дальше развиваться, но охрана окружающей среды это не менее важный фактор! Норвежцы проявляют очень большое внимание к тем выбросам, которые исходят из труб Кольской ГМК на границе и критикуют нас за эти безобразия. Но это, ни в коем случае не предлог для аналогичных действий с их стороны.

Что интересно, в Мурманской области тоже добывается и перерабатывается железная руда. Занимается этим два горно-обогатительных комбината — Оленегорский и Ковдорский. Однако они вообще не используют вредных химических веществ.

— Думаю, что всё дело в качестве руды и методах её обработки — комментирует начальник цеха опытного промышленного производства Ковдорского ГОКА Анатолий Стафеев. — Качество нашей руды позволяет применять метод магнитной сепарации, который вообще не требует использования химии. А вот у норвежцев видимо руда с повышенной кислотностью, и им приходиться добывать железорудный концентрат методом флотации, используя для её погашения вредные вещества.

Если это и так, можно ли проблемы с качеством руды ставить выше интересов охраны окружающей среды? Неужели в 21 веке нет технологий, позволяющих перерабатывать нестандартную руду без нанесения урона природе? Эти вопросы адресованы, прежде всего, хозяевам “Сюд-Варангера” — акционерам норвежской компании Tschudi Group. Ведь они вложили около 700 миллионов крон в реконструкцию, новое оборудование и ремонт старых, но еще годных механизмов. И происходило это в условиях мирового финансового кризиса! Выходит, деньги у бизнеса есть, а вот желание изменить вредную технологию и близко не валялось?

А что же официальные власти? Норвежское государство пока не дало разрешение на сброс. А руководство Мурманской области только готовится к обнародованию своей позиции. Связано это с тем, что норвежская сторона официально не сообщила, какие именно выбросы планируется производить. Кроме того, есть сомнения, что власти Королевства вообще дадут это разрешение.

— Я уверен, что такого сброса в море не будет — прокомментировал ситуацию в интервью телерадиокомпании «Мурман» председатель областного комитета по экологии и природным ресурсам Алексей Смирнов. — Ни какое законодательство, а тем более такое жесткое как в России и Норвегии, не позволяет сбрасывать в открытые водоемы неочищенные вредные вещества. Все сбросы должны пройти очитку до установленных нормативов. Может быть, речь идет о сбросах отработавших вод. Это возможно. Но они так же должны быть очищены.

И всё же мурманчане собирается поднять этот вопрос на заседаниях рабочей группы по охране окружающей среды, которая давно создана Мурманской областью и приграничной губернией Финнмарк. В ближайшие месяцы она должна собраться в Мурманске.