Беллона просит главу Росатома ускорить выполнение проекта утилизации судна с высокоактивными отходами

Плавучая технологическая база (птб) «Лепсе» стоит у причала ФГУП «Атомфлот» вблизи сложного судоходного фарватера Кольского залива. На расстоянии нескольких километров от ФГУП «Атомфлот» находятся жилые кварталы города Мурманска.

В хранилищах судна находятся радиоактивные отходы и аварийное отработавшее ядерное топливо, выгруженное, в том числе, и с первенца атомного флота ледокола «Ленин», который сегодня реконструирован под музей.

Беллона инициировала проект по реабилитации судна еще в 1994 году, когда под проект европейским сообществом были выделены первые деньги. Прошло более 15 лет, но проект все еще стоит на месте.

Беллона считает, что сегодняшнее состояние финансовых и технических компонентов проекта «Лепсе» ни в коей мере не могут быть сдерживающими факторами для его практической реализации. Остается предположить, на данный момент внутри ГК «Росатом» происходит аппаратно-бюрократическое торможение проекта «Лепсе».

В этой связи Беллона просит главу Росатома принять необходимые неотложные меры по активизации этого важного проекта.

Справка — «Плавучая технологическая база «Лепсе»

Плавучая технологическая база (птб) «Лепсе» стоит у причала ФГУП «Атомфлот» вблизи сложного судоходного фарватера Кольского залива.  На расстоянии нескольких километров от ФГУП «Атомфлот» находится город Мурманск.

Птб «Лепсе» — самый ядерно- и радиационно-опасный плавучий объект в России. Активность ОЯТ в хранилище в настоящее время составляет около 2,5 ×1016 Беккерелей   (680 тыс. Кюри). По проведенным расчетам в топливе содержится суммарно 260 кг урана   (U-235), 156 кг продуктов деления и 8 кг делящегося радионуклида плутония (Pu-239). Мощность дозы гамма-излучения в помещении хранилища и в смежных с ним помещениях в сотни тысяч раз превышает природный радиационный фон. В хранилище ОЯТ (в пеналах и кессонах) размещено 639 отработавших тепловыделяющих сборок, в том числе выгруженных из реактора атомного ледокола «Ленин» после аварий в 1965 и 1967 г.г.

Несмотря на все принимаемые меры по обеспечению безопасности, вероятность навигационной аварии (столкновения с другим судном) существует.

Вопрос о необходимости утилизации птб «Лепсе» был определен еще Постановлением ЦК КПСС в 1989 году. Научные и конструкторские организации начали проработку решения проблемы «Лепсе», но в 1994 году финансирование проекта из российских источников прекратилось.

В 1994 году к решению проблемы «Лепсе» подключились международные организации и институты. В 1995 году проект «Лепсе» был включен в планы Европейской комиссии. Но по причине отсутствия двух- и многосторонних соглашений со странами-донорами и международными финансовыми институтами, проект находился практически без движения вплоть до 2003 года.

В 2003 году, после заключения всех необходимых соглашений, была определена сумма, которая выделялась международными организациями на выполнение проекта — более 12 миллионов евро.

В 2004 году возникали разногласия в отношениях между западным подрядчиком (французская фирма «SGN»), разрабатывающим проект по выгрузке ОТВС из хранилища судна, и ОАО «Мурманское морское пароходство», координирующим проект с российской стороны, что затягивало реализацию проекта.

В 2005 году по  решению ГК «Росатом» и «Росморречфлота» автономная некоммерческая организация «Аспект-Конверсия» была назначена подрядчиком для разработки проекта комплексной утилизации птб «Лепсе».

В соответствии с контрактом TACIS  между «Аспект-Конверсия» и Европейской Комиссией в период с декабря 2005 года по апрель 2007 года был разработан комплект проектно-организационной документации на комплексную утилизацию «Лепсе». Он содержит следующие этапы:

1.

разработка рабочего проекта;

2.

подготовка судна к буксировке на судоремонтный завод «Нерпа»;

3.

подготовка на СРЗ «Нерпа» специальной инфраструктуры;

4.

проектирование и строительство пристройки к хранилищу ОЯТ (здание №5) на ФГУП «Атомфлот»;

5.

буксировка судна на СРЗ «Нерпа» и постановка на стапель;

6.

демонтаж корпусных конструкций и оборудования;

7.

выгрузка ОЯТ;

8.

транспортировка контейнеров с ОЯТ на ФГУП «Атомфлот»;

9.

размещение контейнеров с ОЯТ на временное хранение в пристройке к хранилищу ОЯТ (здание №5) или его отправка на производственное объединение «Маяк»;

10.

переработка ЖРО и ТРО;

11.

формирование 2 блоков-упаковок из остатков конструкций судна;

12.

транспортировка блоков-упаковок в пункт длительного хранения «Сайда» и постановка на длительное хранение.

В настоящее время  АНО «Аспект-Конверсия» не является подрядчиком проекта «Лепсе». Ответственным за реализацию проекта «Лепсе» является ФГУП «ФЦЯРБ» государственной корпорации «Росатом».

Грантовое исполнительное соглашение было подписано 5 июня 2008 года:  Европейский Банк Реконструкции и Развития — в качестве администратора Фонда природоохранного партнерства «Северное измерение», государственной корпорацией «Росатом» и ФГУП «ФЦЯРБ» — в качестве получателя Гранта.

Грант охватывает первую стадию проекта, которая включает:

разработку рабочей документации по утилизации судна,

улучшение радиационной обстановки на судне,

перевод судна на СРЗ «Нерпа»,

подготовка инфраструктуры СРЗ «Нерпа» к выгрузке ОЯТ, включая поставку специализированного оборудования.

ФГУП «ФЦЯРБ» создал группу управления проектом. Грантовое исполнительное соглашение предусматривает привлечение международного консультанта для поддержки работы Группы управления проектом с тем, чтобы обеспечить соответствие всех работ международным стандартам и технологиям. В то же время все работы должны проводиться в соответствии с действующим российским законодательством и стандартами.

Группа управления проектом подготовила тендер для выбора Международного Консультанта и разослала приглашения представить контрактные предложения организациям, выразившим свою заинтересованность. Предполагалось, выбор Международного Консультанта будет завершен ориентировочно в конце июня 2009 года на основе анализа представленных предложений.

Планировалось, что в 2009 году судно должно быть отбуксировано на ФГУП «СРЗ «Нерпа» в городе Снежногорск Мурманской области.

Утилизация судна входит в Федеральную Целевую Программу «Ядерная и радиационная безопасность России  на 2008 – 2015 г.г.», и из федерального бюджета выделяются средства.

Bellona

info@bellona.no