News

Баренц-регион вновь обсуждает приграничные проблемы

Bellona Archive

Опубликовано: 17/02/2010

Автор: Алексей Павлов

17 февраля в норвежском Тромсё начинается встреча министров окружающей среды стран Баренц-региона. Ей предшествовали два интересных события — международная конференция в Киркенесе (Северная Норвегия), и презентация плана Кольской ГМК по сокращению промышленных выбросов в приграничных территориях.

Киркенесская конференция место встречи для тех, кто заинтересован в развитии северных территорий Европы. Каждый год в столицу северной Норвегии приезжают политики и бизнесмены соседних стран. В этом году в центре их внимания были вопросы развития нефтегазовой отрасли, энергетики, приграничного сотрудничества, а также последствия мирового кризиса. На заседаниях и в кулуарах конференции участники раздавали комплименты друг другу.

— У нас есть общее понимание, что сырьевые ресурсы не являются той основой, которая движет вперед экономики будущего. Она основывается на новых знаниях, новых технологиях, отметил в своем выступлении вице- губернатор Мурманской области Олег Тигунов. И в этой связи мы видим, что подход норвежской стороны тоже связан не столько с мерами по нивелированию последствий, сколько с попыткой переосмыслить подходы к развитию дальнейшему.

Не осталась в стороне и проблема освоения Штокмана. Участники ещё раз упомянули об огромных экологических рисках, связанных с этим гигантским проектом. И словно услышав эти сигналы тревоги из Северной Норвегии, «Газпром» взял да и отложил начало разработки Штокмановского месторождения на три года. Слишком трудным и дорогим оказывается путь к шельфовым богатствам Арктики.

Другая проблема, которую обсуждали на конференции загрязнение приграничных территорий промышленными выбросами комбината «Печенганикель». Они методично уничтожают природу Мурманской области и соседних районов Норвегии, пагубно влияют на здоровье северян.

Понятно, что этот факт всегда портил отношения между странами. Но в последние десятилетия владеющая заводом «Кольская горно-металлургическая компания» стала проводить ремонт и замену устаревшего оборудования, а власти региона разрешили норвежским ученым установить в Печенгском районе свои приборы для измерения уровня вредных выбросов. Тогда экологи и общественность Северной Норвегии несколько успокоились. Но несколько лет назад администрация Мурманской области передумала, и норвежцам пришлось убрать свою технику. Понятно, что властям и владельцу завода стало невыгодно, что бы иностранцы знали правду, ибо выбросы диоксида серы продолжаются. Сейчас их контролируют приборы, установленные рядом с границей.

В год мы фиксируем примерно 6 дней, когда нормы превышают допустимые пределы. Это не очень много, сообщила мурманским журналистам директор экологического центра «Сванховд» Ингвильд Вартиайнен. Моя мечта чтобы ветер всегда дул на Восток. Тогда, все выбросы с «Печенганикеля» обойдут Норвегию стороной. Но это слишком редкое явление в этих местах.

12 февраля комбинат посетил заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской. Высокий чиновник прилетел из Москвы накануне встречи министров окружающей среды стран Баренц-региона. Ведь проблема «Печенганикеля» будет темой предстоящих переговоров. Помимо Сергея Донского и руководства Кольской ГМК, во встрече участвовали представители «Росприроднадзора» и «Ростехнадзора», МИД России, а также находящегося в пограничье международного заповедника «Пасвик».

Нам необходимо найти компромисс, который устроил бы и Россию, и Норвегию заявил Сергей Донской. Мы заинтересованы в устойчивом социально-экономическом развитии региона, но и норвежцы должны быть удовлетворены экологической обстановкой на приграничных территориях. Можно достичь нулевых показателей выброса, но для этого надо остановить производство. Мне кажется, что с точки зрения и социальных, и экономических последствий в этом никто не заинтересован, в том числе и сама Норвегия.

Только что назначенный Генеральный директор «Кольской ГМК» Сергей Селяндин представил собравшимся комплексную программу мероприятий, направленных на кардинальное сокращение выбросов «Печенганикеля».

Проводимая КГМК модернизация обогатительного и металлургического производств уже приносит результаты, сообщил Сергей Селяндин. Так, в 2009 году выбросы диоксида серы сократились на 150 тысяч тонн, или на 60% к уровню 1997 года. Общие затраты компании на реализацию природоохранных мероприятий превысили 73 млн. долларов.

В плане действий так же написано, что несмотря на неблагоприятную ситуацию в мировой экономике, Кольская ГМК и её собственник «Норильский никель» продолжат финансирование своих экологических программ на Кольском полуострове. В частности, в период с 2010 по 2014 голов на эти цели будет направлено еще около 48 млн. долларов. В результате предполагается, что к 2014 году выбросы SO2 сократятся на 193 тысяч тонн, или на 76% к уровню 1997г.

Правда, ни российские экологи, ни норвежские, не доверяют бравым отчетам КГМК. Особенно после того, как в прошлом году компания заявила о прекращении сотрудничества в сфере мониторинга выбросов. Сейчас официальный мониторинг состояния окружающей среды вокруг «Печенганикеля» ведут российские специалисты. Для этого в Печенгском районе есть автоматизированная сеть контроля за состоянием атмосферного воздуха. Она была создана больше года назад в рамках региональной целевой программы «Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности». Однако, норвежским ученым этого мало. Они мечтают о возвращении норвежских датчиков на российскую территорию.

Наши коллеги правильно делают, что настаивают на независимом контроле над выбросами «грязных» производств Кольской ГМК, комментирует руководитель «Беллоны–Мурманск» Андрей Золотков. Ну, какое может возникнуть доверие к заверениям о стремлении к снижению выбросов, если мы не видим действительной модернизации производства! Понятно, что это очень дорого. А главная цель деятельности российских олигархов в Заполярье получение прибыли с минимумом дополнительных затрат.

Остаётся надеяться, что заявленное устами Сергей Донского обещание найти компромисс в этом вопросе будет выполнено. И люди по обе стороны российско-норвежской границы увидят возрождение северной природы своими глазами.