News

У семи нянек дитя без глаза

Опубликовано: 03/02/2010

Автор: Наталия Евдокимова

11 ноября 2007 года в Керченском проливе из-за сложных погодных условий потерпели крушение 6 российских судов. Две баржи с мазутом сели на мель, четыре затонули. Среди них – нефтеналивной танкер (в море попало около 1200 тонн мазута) и три судна с грузом серы. Считается, что именно катастрофа в Керченском проливе послужила поводом для появления в нашей стране долгожданной концепции нового федерального закона «О защите морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения». Сегодня она рассматривается комитетами Госдумы РФ. И Россия в этом плане не исключение – в США, Канаде, Норвегии, Финляндии, Японии, Китае и других странах аналогичные законы были приняты после крупных аварий.

Отрадно, что одним из основных принципов концепции является превалирование предупреждения «нефтяных» аварий над возмещением и компенсацией. Никакими деньгами невозможно возместить ущерб живой природе, который наносится разлившейся в море нефтью. Восстановление экологической среды требует огромных ресурсов, а чаще всего последствия таких катастроф необратимы. Вот почему предусмотрено обязательное страхование гражданско-правовой ответственности, в первую очередь, ответственности владельцев источников повышенной опасности.

К предупреждению нефтяных аварий в новом законе относятся следующие требования. Выполнение Международной конвенции о переходе на двухкорпусные танкеры, что означает перестройку всего нефтеналивного флота – львиная доля российского нефтеналивного флота – доставшиеся по наследству со времен СССР однокорпусные суда Распространение закона как на движущиеся источники (суда и баржи), так и стационарные при морской добыче, перевалке нефти и других полезных ископаемых, что налагает дополнительную ответственность на нефтедобывающий бизнес.

В концепции есть ссылки на большое количество международных актов различного уровня. Декларируется, что закон будет следовать нормам этих международных конвенций вне зависимости от того, ратифицированы они Российской Федерацией или нет. В закон будут имплементированы правила международных договоров, как вступивших, так и не вступивших в силу для России. Еще одним принципом концепции станет социально-экологическая ответственность бизнеса и государства и подотчетность их обществу.

Понятно, что разрабатываемый закон потребует существенных организационных, экономических, инфраструктурных преобразований, для чего понадобятся большие финансовые вливания, в том числе и бюджетные. Поэтому он должен предусмотреть, что введение в действие норм и правил будет происходить поэтапно.

Однако в обсуждаемой концепции имеются и некоторые недостатки. Слабо прописан в ней механизмы участия общественности в принятии решений, учета общественного мнения. А это очень важно, поскольку российский бизнес частенько выдает мнение карманных государственных общественных организаций (ГОНГО) за мнение населения.

Целесообразно расширить редакцию закона, дополнив ее положениями по предотвращению загрязнения морской среды и другими судовыми отходами, например, сточными водами, мусором, окислами азота и серы, парниковыми газами.

Вопросами морской деятельности в настоящее время в России занимается более 20 федеральных органов исполнительной власти, причем, система эта нестабильна. Необходимо, чтобы за защиту морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения отвечало одно ведомство. Пока же у семи нянек дитя без глаза. В нашей стране ситуация усложняется высокой токсичностью нефти, масштабами ее добычи, холодными российскими морями, особенно уязвимыми к нефтяному загрязнению. Речь, прежде всего, об Арктике, где планируется разработка шельфовых месторождений углеводородов.


bodytextimage_Eagle_otome_U.S.Coast-Guard.jpg Photo: foto: U.S. Coast Guard

23 января 2010 года в 9 утра по местному времени у побережья США произошло столкновение нефтяного танкера и буксира. Инцидент произошел вблизи портового города Порт-Артур, расположенного на юго-востоке американского штата Техас, передает Associated Press.

В результате в окружающую среду попало более 1,5 тыс тонн сырой нефти, ликвидация последствий продолжается до сих пор.

Крупнейшие аварии танкеров, связанные с разливом нефти

Название судна

Год катастрофы

Место катастрофы

Разлив нефти (тыс. тонн)

Torrey Canyon

1967

О-ва Силли у берегов Великобритании

119

Wafra

1971

Рядом с мысом Агульяс (ЮАР)

40

Metula

1974

Магелланов пролив

50

Jakob Maersk

1975

Порту, Португалия

88

Urquiola

1976

Ла-Корунья, Испания

100

Hawaiian Patriot

1977

Тихий океан, 300 морских миль к западу от Гонолулу (Гавайи)

95

Amoco Cadiz

1978

У берегов Бретани (Франция)

223

Independenta

1979

Пролив Босфор, Турция

95

Atlantic Empress

1979

Около 40 км к северу от побережья Венесуэлы

287

Assimi

1983

Оманский залив, 55 морских миль от Маската, Оман

53

Castillo de Bellver

1983

Атлантика, недалеко от залива Салданья (ЮАР)

252

Odyssey

1988

Атлантика, 700 морских миль к востоку от Новой Шотландии (Канада)

132

Exxon Valdez

1989

У берегов Аляски, США

37

Khark 5

1989

Атлантика, 120 морских миль к западу от Марокко

80

Haven

1991

Генуя (Италия)

144

ABT Summer

1991

Атлантика, 700 морских миль к западу от Анголы

260

Katina P.

1992

Неподалеку от порта Мапуту (Мозамбик)

72

Aegean Sea

1992

Ла-Корунья, Испания

74

Braer

1993

Шетландские острова, Великобритания

85

Sea Empress

1996

Порт Милфорд Хэйвен, Великобритания

72

Erika

1999

Брест, Франция

20

Nakhodka

1999

остров Оки, префектура Шимане, Япония

17,5

Prestige

2002

Ла Коруна, Испания

77

Tasman Spirit

2003

Карачи, Пакистан

28

Волгонефть-139

2007

Керченский пролив

2

Hebei Spirit

2007

Желтое море, Южная Корея

10,8