News

Росатом «заточил» под себя закон о радиоактивных отходах

Опубликовано: 03/02/2010

Автор: Константин Шолмов

Взрыв на Балтийской железнодорожной ветке в Петербурге 2 февраля вновь сфокусировал тревогу на проблеме перевозки ядерных отходов. Как известно, буквально накануне взрыва в морском порту прошла перегрузка 650 тонн т.н. отвального урана, прибывшего из Франции. Если бы, не дай бог, в результате взрыва крушение потерпела не электродрезина, а поезд, нагруженный контейнерами с гексафторидом урана, последствия могли бы быть катастрофическими.

Опасения российских экологов, требующих переработать проект федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами», получили дополнительное подтверждение. В его нынешнем виде Закон принесет больше вреда, чем пользы. Фактически, Петербург остается заложником рискованных «ядерных» перевозок.

Законопроект, внесенный в Госдуму Правительством Российской федерации, подготовлен специалистами госкорпорации Росатом и отражает главным образом интересы этого всемогущественного ведомства. По закону, в стране создается единая государственная система обращения с РАО, основными субъектами которой должны стать Госкорпорация «Росатом», как орган государственного управления в области обращения с РАО и национальный оператор обращения с РАО. Оператор будет единственным органом, имеющим право на прием и захоронение отходов, и будет назначаться Правительством Российской Федерации по представлению Росатома.

«Все задачи, связанные с законодательным обеспечением обращения с РАО, необходимо решать в кратчайшие сроки. Сегодня в стране отсутствует серьезная правовая база, которая позволила бы в полной мере регулировать все вопросы, связанные с безопасным хранением РАО. А, между тем, создание единой государственной системы обращения с РАО просто необходимо: уже сейчас у нас накоплено порядка 550 млн тонн РАО. В дальнейшем их количество будет только нарастать, что, естественно, приведет к увеличению расходов на их хранение», – цитирует пресс-служба Госдумы председателя комитета ГД по энергетике Юрий Липатов.

История законопроекта

Разработка закона велась чуть ли не двадцать лет (только в правительственном плане законотворчества он стоял пять лет), а вот рассмотрение его в Госдуме прошло стремительно. Как и большинство правительственных законопроектов, он прошел первое чтение без каких-либо проблем. С общественностью вышло не так гладко: большая часть независимых экологов высказывает свои замечания депутатам и намерена проводить акции протеста против закона.

«Закон попросту «заточен» под нужды Росатома, чтобы легче было реализовать его программы. Если начнется реализация этого закона в его нынешнем виде – это создаст прямую угрозу и нынешним гражданам России, и будущим поколениям», – уверен Олег Бодров, председатель общественной организации «Зеленый мир».

По его словам, самое опасное из новшеств – то, что закон об обращении с РАО легализует закачку жидких отходов под землю. Такая практика существует на некоторых отечественных предприятиях и сейчас, но под нею нет никакой законодательной базы. Более того, она противоречит положениям Водного кодекса РФ, прямо запрещающим «захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ в водные объекты». Сторонники закона обычно поясняют, что подземное захоронение предусматривает изоляцию жидких РАО от подземных вод (подобная технология применяется, например, в Швеции), но экологи сомневаются в том, что такое возможно. «У нас не Швеция. Это касается и соблюдения технологической дисциплины, и возможных подвижек земли. Разрешить закачку отходов под землю почти наверняка значит заразить водоносные слои», – уверен Олег Бодров. «Южный берег Финского залива уже и так радиоактивно загрязнен настолько, что в Сосновом бору недавно не смогли найти безопасного источника питьевой воды».

Увезти подальше 

Второй вопрос, который крайне волнует экологов – это законодательное разрешение на перемещение РАО по территории России. В сложившейся системе радиоактивные отходы производятся в одних регионах страны (или за ее границами), а перерабатываются и захораниваются в других. С точки зрения «зеленых», перемещение РАО – это перемещение проблем, а не способ их решения. Получается, что одни регионы перекладывают риски на другие, снижая тем самым уровень их безопасности.

«Нет смысла перемещать отходы в одно или другое место, – считает Владимир Сливяк, сопредседатель экологической группы «Экозащита!». – Пока все равно нет технологий безопасного окончательного захоронения РАО, нет и консолидированной позиции общества по этому вопросу – лучше хранить отходы там, где они лежат. Регионы, потребляющие ядерную энергию, должны сами отвечать за последствия ее использования».

Подтверждая право на перемещение РАО по территории страны, закон обходит молчанием не менее важную проблему, вязанную с импортом ядерных отходов. Сейчас в Россию в год ввозятся сотни тонн обедненного гексафторида урана – т.н. «урановых хвостов» или отвального урана. После переработки на российских предприятиях обогащенный уран возвращается в европейские страны, а радиоактивная порода (около 90% массы) остается в России. Формально – на хранении, фактически – навсегда, поскольку технологий переработки вторичных ядерных отходов пока не существует. Вторичные ядерные отходы (которые де-юре считаются сырьем) складируются в контейнерах на открытых площадках на 4 российских предприятиях, что, по мнению независимых экологов, является очень рискованным. По данным экологических организаций, количество гексафторида урана в России измеряется сотнями тысяч тонн.

Чем торгуем?

О том, что такая практика является закамуфлированным импортом отходов, который также законодательно запрещен, «зеленые» говорят давно. Но новый закон, на который в связи с этим возлагались некоторые надежды, обходит молчанием проблемы ввоза урановых хвостов. Значит, ситуация будет только усугубляться, а сторонники активных действий среди экологов продолжат свои акции протеста: отправка фактически каждого уранового транспорта в Россию порождает попытки блокировать его движение (что само по себе чревато человеческими жертвами и техническими инцидентами).

Самое печальное в истории с новым законом – это то, что голос общественности в нем игнорируется. В документе отсутствует законодательное обязательство учитывать мнение населения по вопросам, например, размещения ядерных могильников, да и вообще по всем спорным вопросам. По словам представителей общественных экологических организаций, их предложения по корректировке закона на стадии разработки были проигнорированы Росатомом.

«Мы не считаем, что такой закон не нужен, подчеркивает Владимир Сливяк. – Но в таком виде он неприемлем. Мы насчитали 18 положений, которые требуют корректировки. Надежда на внесение улучшений есть: точно такая ситуация была вокруг законопроекта о ввозе отработанного ядерного топлива в 2001 году. Первый вариант был ужасен, но благодаря проведенной общественной кампании его удалось улучшить».

«Зеленые» планируют провести аналогичную общественную кампанию протеста и теперь. Около десятка организаций из разных городов инициируют подписание писем в Совет Федерации и уличные акции.

Закон поступит депутатам на рассмотрение во втором чтении в середине марта.