News

Кто рядит «зеленых» в тогу врага?

Опубликовано: 05/01/2010

Автор: Григорий Пасько

2009 год стал в печальном смысле урожайным на аресты журналистов, лидеров экологических организаций. Причем, не только в России, но и в странах СНГ. Попытка возбуждения уголовного дела на хакасского журналиста Михаила Афанасьева, рассказывавшего миру почти в режиме он-лайн о событиях на СШ ГЭС, аресты эксперта группы «Экозащита!» Андрея Ожаровского в Белоруссии, борца против незаконных рубок реликтовых лесов на Черноморском побережье Андрея Рудомахи, биолога Андрея Затоки в Таджикистане… Над экологами, активно защищающими природу, будто сгущаются тучи.

Без мордобоя и наручников

Недавно во Франции был продемонстрирован документальный фильм, а во французских газетах появились статьи о том, что французские компании отправляют отходы, возникающие при обработке урана (т.н. урановые «хвосты» или отвальный гексафторид урана), в Томск-7 на Сибирский химический комбинат (СХК), где они лежат под открытым небом в ржавеющих контейнерах. На самом деле эти отходы еще отправляют и в Ангарск, и в Зеленогорск и еще куда-то в бескрайние просторы России.

Только из Германии в период с 1996 по 2001 годы в Россию прибыло 9740 тонн РАО. Начиная с 2001 года, компании URENCO и EURODIF ежегодно отправляют на российские предприятия по 7 тысяч тонн урановых «хвостов» каждая. Представьте себе маршрут отходов: из Прованса они путешествуют в Ля-Аг на берег Ла-Манша; потом пароходом – в Голландию; потом поездом – в Германию; потом пароходом – в Санкт-Петербург; потом поездом – в Северск (Томская область) или Ангарск (Иркутская область)…

Мне вспомнилась, как пару лет тому назад мы с немецкими экологами перешли немецко-голландскую границу в районе города Альмело и подошли к воротам подразделения концерна Urenco, который отправлял свои радиоактивные отходы в Россию. Мы, разумеется, протестовали против этого.

Протестовали с плакатами. Дежурный на воротах сам не вышел, а вызвал полицию. Через 5 минут приехали голландские полицейские: стильно одетые, с немыслимой крутизны и вычурности прическами и очень спокойные, вменяемые и вежливые. Попросили документы. Позвонили куда-то, что-то сверили. Вернули паспорта. Сказали, что есть просьба: не подходить очень близко к территории Urenco. И уехали. Ни тебе мордобоя, ни наручников…

То же повторилось и на территории ФРГ возле атомного предприятия в городе Гронау. Более того, там я даже побеседовал с вежливым немецким полицейским на тему: не жаль ему тратить выходной на ерунду всякую – охрану ядовитых промышленных объектов от мирных экологов? Он спокойно ответил, что вообще-то уже сидел дома и пил пиво, а тут поступило сообщение о пикетировании входа на завод. Ну, он и приехал: служба. А еще он добавил, что тоже против того, чтобы Германия свои отходы вывозила в Россию: что там не люди живут, что ли? Далее офицер полиции тихо-мирно наблюдал за экологами. Ни тебе мордобоя, ни автозаков…

Уроки страха

То ли дело в России. Стоит выступить против чего-то, будь то объект точечной застройки или повышение пошлин на ввоз праворульных авто, сразу появляется удар дубинкой, а вслед за ним – ее владелец. Так было – и не раз – с экологами, которые протестовали против ввоза урановых «хвостов» в Россию.

В последнее время особенно активно экологов прессуют в регионе будущей олимпиады – в окрестностях Сочи. Недавно WWF и Гринпис даже обращение опубликовали под названием «Экологические нарушения и давление на общественность в связи с подготовкой к Сочи-2014 – это угроза достоинству, свободе и здоровью людей».

О чем пишут экологи? О том, что 12 октября в Сочинском нацпарке погранслужба ФСБ задержала активистов, известных своей борьбой против экологически опасных олимпийских проектов. За «нарушение пограничного режима» были задержаны члены Экологической Вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха, Алик Ле и Сурен Газарян, а также эксперт WWF профессор Валерий Акатов и гражданка Германии Ютта Блюме. С половиной этих «злостных нарушителей» знаком лично. Поэтому могу себе представить, как именно они «нарушали режим».

Экологов вскоре выпустили, но, как говорится, осадок остался. И не только у «зеленых». Подвергая аресту защитников окружающей среды, власть тем самым проводит акцию устрашения, показывая населению: лучше «не соваться». И если таких бойцов, как Андрей Рудомаха, подобные приемы не пугают, – его арестовывали уже не раз – другие, менее опытные, получают урок страха. А в общественном мнении начинает формироваться образ «зеленого» врага.

При этом истинные нарушители российского законодательства остаются неприкосновенны. Ведь именно в границах Кавказского государственного биосферного заповедника, являющегося частью Всемирного наследия ЮНЕСКО, олимпийцы-строители намереваются построить горнолыжный комплекс. А в границах заповедника «Утриш», где запланировано строительство комплекса Управления делами администрации Президента РФ и сопутствующей инфраструктуры, идет вырубка уникальных можжевелово-фисташковых лесов.

Депутаты «сходят с рельсов»

Нет сомнения, что задержания и аресты защитников природы в регионах РФ происходит с ведения «верховной» власти. Впрочем, как и в государствах бывшего СССР, где действуют в основном авторитарные режимы. Скорее всего, таким образом госчиновники отстаивают интересы крупного бизнеса, не упуская и свои собственные. И это было б не столь обидно, если бы не гробилась природа, не росли экологические риски для населения. Причем, власть действует без оглядки, будучи абсолютно уверенной в безнаказанности.

В конце ноября на парламентских слушаниях в Госдуме, посвященным вопросам обеспечения экологических прав граждан, обсуждалась возможность законодательного закрепления порядка обнародования информации о состоянии окружающей среды. Как говорится в сообщении комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, председатель комитета Наталья Комарова предложила законодательно закрепить термин «экологическая информация», правовые основы ее получения, а также определить основания, по которым гражданам может быть отказано в предоставлении сведений о состоянии окружающей среды и воздействии на нее.

Как выясняется, к экологам и экологическим организациям у депутатов доверия нет. По мнению последних, «зеленые» – «рассадник коррупции и терроризма». Как заявила Комарова, «сложившийся сегодня в этой сфере информационный вакуум создает благоприятную среду для коррупции, одним из элементов которой можно назвать и экологический террор псевдозеленых организаций». Именно они разжигают протестные настроения у населения. «В конечном итоге это сдерживает развитие территорий, удовлетворяя не экологические потребности людей, а чьи-то корыстные интересы», – уверена Комарова.

И ведь общество не возмутилось, не взорвалось, не взялось за отзыв «сошедшего с рельсов» депутата, не встало в пикеты против антиконституционных намерений госдумовцев. А это сигнал для власть имущих: истерию против экологов можно нагнетать и дальше.

«Зеленый предохранитель»

Поиск врагов внутри родных пределов никогда не вел к добру. Указывая на врагов, власти тем самым разрушают общество, основой которого является доверие. Как по вертикали, так и по горизонтали. Общество тотального недоверия и обществом-то назвать нельзя – так, песок, субстанция, неспособная на созидание, сотворчество, сопротивление. С таким – что хочешь, то и делай.

Кому это выгодно? Разве что слепоглухонемому бизнесу, рвущемуся вырубить леса, загадить небо выбросами, отравить малые и большие реки, пустить с молотка земельные наделы. И все ради самого святого: прибыли. Потому что прибыль – смысл всего его существования. Экологию и прочие «завитушки» в расчет он не берет.

А слепоглухонемыми бизнес структуры делают определенные обстоятельства. Как то: отсутствие адекватного экологического законодательства, коррумпированное чиновничество, афилированные с ним депутаты, молчаливое и терпеливое население. Если все перечисленные секторы общества будут дуть в одну дуду с бизнес корпорациями, последние и не задумаются об ответственности перед природой и народом. А зачем?

В России ситуация такова, что перед бизнесом, а также властями, пытаются ставить условия преимущественно общественные экологические организации, отдельные активисты. И если этот «зеленый предохранитель» спалить, объявив его врагом, последствия будут самые тяжелые. Территория с гибнущей природой может стать небезопасной для проживания.

***

…На днях голландская и немецкая компании Urenco заявили, что прекращают ввоз гексафторида урана в Россию. Это решение было принято в результате многочисленных писем и заявлений общественных организаций Нидерландов, Германии и России, а также протеста граждан этих стран. Главная мотивация – опасные отходы содержатся в России в ненадлежащих условиях.

Немцы и голландцы решают свои проблемы без разжигания розни и ненависти, не разделяя общество на своих и врагов, не арестовывая экологов и журналистов. Наоборот – идя навстречу пожеланиям граждан, а заодно и здравому смыслу. И получается у них очень даже убедительно.