News

Выбросы серы на русско-норвежской границе будут увеличены

Anna Kireeva

Опубликовано: 23/12/2009

Автор: Анна Киреева

«Норильский никель» расторгает соглашение с Норвегией об улучшении экологической обстановки на Кольском полуострове. Заполярные филиалы компании модернизируют производство и снижают выбросы двуокиси серы в Заполярном, но увеличивают их в приграничном поселке Никель.

Одно лечим, другое – калечим

ОАО «ГМК «Норильский никель» реализует проект модернизации металлургического производства на производственной площадке ОАО «Кольская ГМК» в городе Заполярный (Мурманская область). Проект направлен на замену существующей технологии «окомкование-обжиг», связанной с выбросом большого количества неутилизируемых газов SO2, на безобжиговую технологию брикетирования концентрата.

«Проект является частью Программы модернизации металлургического производства, реализуемой ОАО «Кольская ГМК» с целью снижения выбросов серы и пыли/отходов тяжелых металлов за счет реконструкции оборудования Компании, – сообщает официальный сайт «Норильского никеля». – Новое производство будет экологически чистым и позволит за счет закрытия участка «окомкования и обжига» плавильного цеха снизить выбросы SO2 в 40 раз с 40 000 до 1000 тонн в год и пыли до уровня не более 106 тонн в год по площадке городе Заполярный Мурманской области.

Однако существующая технология предполагает фильтрацию и обжиг медно-никелевого концентрата для получения окатышей, которые потом идут в плавку на площадке в приграничном поселке Никель. В процессе обжига часть серы выгорает и выбрасывается в атмосферу (технология утилизации серы в участке «окомкования и обжига» проектно не была предусмотрена).

Получается, что выбросы в Никеле будут увеличены практически настолько же, насколько снизятся выбросы в Заполярном. Поэтому особое значение приобретает вопрос о мерах по снижению выбросов в Никеле.

«Вопрос о модернизации и снижении «грязных» выбросов на комбинатах в Никеле и Заполярном стоит уже не одно десятилетие. По всей видимости, сейчас Кольская ГМК действует по принципу: «что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого», – считает руководитель «Беллоны-Мурманск» Андрей Золотков.

Плавильный цех в Никеле выбрасывает в четыре-пять раз больше диоксида серы, чем все норвежские источники, вместе взятые. В 2008 году общий выброс цеха обжига в Заполярном и плавильного цеха в Никеле составил почти 100 тысяч тонн.

Соглашение об улучшении экологической обстановки

По соглашению 2001 года, Норвегия должна была предоставить грант в размере 270 миллионов норвежских крон (32 миллиона евро) и кредит на сумму 30 миллионов долларов на 10 лет от Северного инвестиционного банка.

Часть норвежского гранта всё же была переведена «Норильскому никелю». Норвегия выплатила 20,6 миллионов норвежских крон в виде гранта на замену технологии «окомкование-обжиг» на безобжиговую технологию брикетирования рудного концентрата в городе Заполярный с целью сокращения выбросов диоксида серы. Но теперь часть серы, выгоравшая раньше при обжиге, будет выбрасываться в атмосферу при плавке руды в соседнем Никеле.

«Два проекта – модернизация цеха обжига в Заполярном и модернизация плавильного цеха в Никеле – всегда рассматривались как один проект по общему снижению выбросов. Когда выделялась финансовая помощь для участка брикетирования, мы имели основания полагать, что, в соответствие с соглашением, будет проведена модернизация и в Никеле», – комментирует ситуацию журналистам министерство окружающей среды Норвегии.

Зимой этого года «Норильский никель» поставил норвежские власти в известность о том, что не будет выполнять условия соглашения с Северным инвестиционным банком по улучшению экологической обстановки на металлургическом производстве в поселке Никель на Кольском полуострове.

«Мы будем продолжать подчёркивать, что ситуация с загрязнением окружающей среды в Никеле остаётся неудовлетворительной, – заявила статс-секретарь министерства окружающей среды Норвегии Хейди Сёренсен. – Ответственность лежит, прежде всего, на компании, у которой, без сомнения, достаточно средств для того, чтобы сократить выбросы. На российских федеральных властях также лежит ответственность за то, чтоб ввести для компании экологические требования», – считает Серенсен.

«Основная цель Кольской ГМК – это получение прибыли, поэтому можно предположить, что такое решение является самым экономически выгодным для Компании, а выбросы загрязняющих веществ – это вопрос второго плана», – сказал Андрей Золотков.

Неоднозначная экологическая политика «Норильского никеля»

С одной стороны, компания не спешит выполнять свои экологические обязательства, с другой – занимает ведущие места в российских экологических рейтингах и получает благодарственные письма за свою экологическую политику.

Так, весной 2009 года в адрес руководства Кольской горно-металлургической компании («дочка» «Норильского никеля») пришло благодарственное письмо Комитета по энергетике и защите окружающей среды Стортинга (парламента) Норвегии.

В нем, в частности, отмечается, что члены Постоянной комиссии по энергетике и окружающей среде норвежского парламента «очень удовлетворены предоставленной компанией информацией», касающейся ряда проектов, реализуемых КГМК в рамках политики обеспечения экологической безопасности.

А в конце 2009 года Кольская ГМК оказалась на первых местах рейтинга среди компаний Заполярья по оценкам экологической эффективности. Рейтинг проводился Независимым экологическим рейтинговым агентством.

Рейтинг оценивает степень негативного воздействия предприятия в расчете на одного человека, что позволяет сравнивать маленькое предприятие и крупную корпорацию. Экологи ранжировали компании по открытости и доступности информации о негативном воздействии на окружающую среду, количеству отходов, стоков, выбросов, потреблению воды и энергии на каждую единицу производственной активности и на каждый миллион рублей полученной выручки. На вершине регионального топа, к примеру, Кольская ГМК.

«Это говорит о том, что компания не замалчивает свой огромный вклад в загрязнение окружающей среды, – считает председатель экологической организации «Природа и молодежь» Виталий Серветник. – Компания вынуждена быть открытой, поскольку работает на международном уровне. Я уверен, что открытость компании – это вынужденная мера, а не добрая воля Кольской ГМК», – уверен эколог.