News

Атомный ледокол «Ленин» всё же установлен на причале Мурманского морского вокзала

Andrey Ponomarenko

Опубликовано: 16/07/2009

Автор: Алексей Павлов

Сейчас он принимает экскурсантов. Корабль уже посетили порядка 5 тысяч человек. Однако, насколько эти экскурсии будут достоверны?

Атомный ледокол «Ленин» пришвартовался у Мурманского Морвокзала 8 мая. Еще за полночь корабль вывели из доков предприятия «Атомфлот», где он проходил ремонт, и к 5 утра поставили к специально сооруженному причалу в порту.
 
Идея поставить первый российский атомоход «Ленин» на вечную стоянку и сделать там музей, родилась после вывода его из эксплуатации 1989. По большому счету, уже тогда атомоход можно было назвать музеем. Ведь на нем всё сохранилось так, как и было в 50 годы. Правда, после списания «Ленин» едва не погиб — как первый русский ледокол «Ермак», пущенный на иголки. Но этого не произошло. Атомоход отстояли энтузиасты — капитан «Ленина» Борис Соколов и его последователи. Затем была огромная работа по технической подготовке судна к вечной стоянке. Для этого на морском вокзале Мурманска провели дноуглубительные работы, установили причал, обустроили набережную, а сам атомоход прошел полную реконструкцию. На это ушло около 9 лет и 140 миллионов рублей спонсорских денег.

Впрочем, пока стоянку ледокола можно назвать временной. Осенью атомоход «Ленин» вновь вернется в док предприятия «Атомфлот» для ремонта. И только ориентировочно к своему 50-летию в декабре этого года,  атомоход окончательно замрет у стенки причала. К тому времени он окончательно превратиться в музей. Предполагается, что кроме экспозиции по истории корабля, на нем появится просветительский центр, связанный с  освоением Арктики и развитием морской атомной энергетики. Там же могут разместиться ассоциация капитанов города и конференц-зал.

Как все это будет выглядеть технически, да и вообще детали функционирования атомохода как музея (сколько, например, посетителей он сможет принимать одновременно), предстоит выяснить за время его летней стоянки на Морвокзале. Специально для этого, кроме разработки проекта музея, сейчас проводиться пробные экскурсии, а также общественные мероприятия.

Экскурсия начинается в кают-компании ледокола. Когда-то это было самое шикарное место на судне. Здесь экскурсовод рассказывает об истории корабля, о людях, которые водили его в море. Потом по длинным коридорам и крутым лестницам народ устремляется в глубь судна. Во время экскурсии можно заглянул в столовую для матросов, и в их каюты, сфотографироваться в главном пункте управления атомной установкой или за штурвалом на капитанском мостике. А ещё побывать в музейной комнате и в машинном отделении. На всё посещение «Ленина» ушел час.

Самым интересным для посетителей местом корабля конечно является — реакторный отсек. Его можно осмотреть через толстенные стекла иллюминаторов. По словам экскурсовода, из него извлечены все опасные предметы. И находиться рядом совсем не опасно. Однако про то, что на «Ленине» были серьезные аварии экскурсоводы предпочитают деликатно умалчивать. Молчат об этом и местные средства массовой информации. А ведь люди имеют право знать, что гуляют там, где облучились десятки моряков.

— Первая серьезная авария на «Ленине» случилась в феврале 1965 года. Во время выгрузки ОЯТ реактора были обнаружены серьезные механические повреждения тепловыделяющих сборок. В процессе расследования причин аварии, выяснилось, что активная зона была оставлена без воды из-за ошибки персонала. Из-за этого сборки деформировались и повредились, — рассказывает координатор ядерных программ экологической организации «Беллона–Мурманск» Андрей Пономаренко.    

Вторая авария на «Ленине» произошла в 1967 году. Возникла течь трубопроводов третьего контура, который охлаждает оборудование реактора. Выяснилось, что ликвидировать такие неполадки невозможно. Было принято решение заменить реактор ОК-150 на ОК-900. В этих работах участвовал персонал ледокола, который получил высокие дозы облучения и затем давал подписку о «неразглашении».

Да, очень многие серьезные аварии на ядерных объектах случаются по причине человеческого фактора и конструктивных недочетов. В этих случаях не спасают ни более совершенные технологии, ни сложные системы защиты, ведь они попросту отключаются для «чистоты» эксперимента, как это было на Чернобыльской АЭС. Поэтому, мурманские экологи хотят, что бы история ледокола представлялась посетителям в полном объеме, без утаивания трагедий, который происходили на этом корабле.