Николай Дедков: «Чиновников и нефтяников не тревожит благополучие Арктики»

ingressimage_d4.JPG

О типичной российской ситуации размышляет директор Мурманского регионального центра стандартизации и метрологии Ростехрегулирования Николай Дедков.

– Перевалка нефти в Заполярье сегодня уже превышает 10 миллионов тонн в год и, согласно прогнозам, в ближайшие годы может возрасти до 40 миллионов. Так что опасения экологов понятны – если с прежним оборотом в Кольском заливе уже случались мелкие разливы, то чего ожидать в дальнейшем? Что будет, если авария произойдет с танкером вместимостью не десять тысяч тонн, а, скажем, сто тысяч, и прямо в традиционных районах рыбного промысла? 

Как известно, северная экосистема более уязвима и значительно дольше восстанавливается после аварии. Из-за низких температур скорость испарения и разложения нефти невелика. Если же разлив скрыт подо льдом, то это еще больше усложняет работу. 

Планы по ликвидации нефтяных разливов в России существуют. Но необходимо учесть, что в нашей стране традиционно используются механические способы сбора нефти. При этом никто не может предугадать, как поведет себя коварное пятно в морской воде: утонет или будет дрейфовать, загорится или застынет… Сегодня ликвидаторы полагаются на имеющиеся в их распоряжении характеристики нефти и свой опыт, однако не имея при этом полной информации – чего ожидать от конкретного вида нефти.

***

В прошлом году в рамках соглашения между Правительством Мурманской области и компанией «Статойл-Гидро АСА» на базе нашего Центра была открыта первая в России лаборатория по испытаниям нефти с целью определения характеристик и изучения ее свойств при попадании на поверхность морской воды. В церемонии открытия приняли участие министры иностранных дел России и Норвегии. 

Исследования нефти проводятся по уникальной методике, разработанной и переданной нам норвежским институтом материалов и химии «Синтеф». Наши специалисты прошли соответствующее обучение и стажировки на базе института. 

Важность реализованного проекта заключается в ценности информации, полученной по результатам лабораторных исследований, используя которую, можно смоделировать поведение того или иного вида нефти при аварийном разливе, оперативно определить способ ликвидации нефтяного пятна, а значит уменьшить или предотвратить неблагоприятные последствия для окружающей среды. 

Каждый образец нефти в лаборатории проходит глубокое поэтапное исследование: определяются его физико-химические свойства, изучается взаимодействие с морской водой при различных температурах. Полученные данные поступают в Росгидромет, где создается модель «поведения» данного типа нефти при определенных погодных условиях (температура воды, воздуха, скорость ветра, волнение моря и т.д.).

bodytextimage_d1.jpg

Так, по полученным в результате исследований данным, были сделаны прогнозы «поведения» 2-х образцов российской нефти при попадании на поверхность моря. Результаты показали, что при температуре +50С и скорости ветра 15 м/сек через 5 дней нефтяное пятно полностью удалится с поверхности моря, а при той же температуре, но скорости ветра 5 м/сек на поверхности моря останется 70% нефти. Та же нефть при температуре +15оС и скорости ветра 15 м/сек исчезнет с морской поверхности уже через 4 дня, а при скорости ветра 5 м/сек. останется около 60% нефти.

Получив такого рода информацию, аварийно-спасательная служба принимает решение о способе ликвидации разлива. Такая система взаимодействия различных служб значительно сокращает время борьбы с аварией, поскольку дает возможность четко определить, каким образом это делать, какой метод удаления нефти применять – механический или химический.

***

Новая методика показала, что механические способы сбора нефти не всегда эффективны, так как не учитывают характеристик нефти: вязкости, содержания парафинов. Так эффективность резко снижается при сборе нефти с высоким содержанием парафинов и высокой вязкостью. Например, эффективность сбора российской нефти, испытанной в лаборатории в рамках проекта механическими способами, является ограниченной в связи с прогнозируемой высокой вязкостью водонефтяной эмульсии. Другим способом ликвидации разливов нефти с поверхности моря является использование химических диспергентов, широко применяемых в странах, имеющих большой опыт морской транспортировки нефти: США, Норвегии, Франции, Индии, Канаде. 

Был сделан прогноз о возможности использования химических диспергентов для ликвидации разливов. Выяснилось, что при температуре +50C, независимо от скорости ветра применение диспергентов для одного из типов нефти является неэффективным, но при температуре +150C и скорости ветра 2 м/сек для этого же типа нефти имеется временное окно для применения диспергента, составляющее приблизительно 1,5 часа после разлива нефти.

Мы провели совместные учения с Росгидрометом и Мурманским бассейновым аварийно-спасательным управлением, где, в конечном счете, и принимают решение о способе ликвидации разлива. Однако, на сегодняшний день система прогнозирования поведения нефти при разливах не работает из-за отсутствия банка данных по характеристикам всех видов нефти, перевозимой по акватории Кольского залива и Баренцева моря.

***

В Мурманской области существует несколько нефтеналивных терминала, однако пробы нефти нам представил лишь один из них – «НТ «Белокаменка», и то – без оплаты испытаний. Лаборатория, неся убытки, проводит их за собственный счет. Идет она на это для того, чтобы начать работы по созданию банка данных.

Сейчас анализ одного только образца занимает порядка 4 недель, но если бы лабораторией были исследованы все виды нефти, поступающей в Заполярье, и создан банк данных, то достаточно было бы провести экспресс-анализ только по четырем показателям. В этом случае любой транспортник и аварийно-спасательная служба при возникновении чрезвычайной ситуации могут оперативно получить прогноз поведения разлитой нефти и определиться с методом ликвидации. Однако, имеется одно «но». 

 В соседней Норвегии, где уже используют такую методику, испытания осуществляются в соответствии с требованиями Управления по надзору за загрязнением окружающей среды. Нефтяные компании при этом выделяют средства на проведение испытаний. Подобная система разработана и применяется в Канаде. Заинтересованы в этом не только государство, но и бизнес, поскольку хорошо понимают что в случае аварии штрафные санкции за нанесение ущерба окружающей среде многократно превысят затраты на испытания. 

В нашей стране нет соответствующего законодательного механизма. И нефтяники не хотят тратить деньги на такие испытания, вероятно, в надежде, что с ними подобное не случится. Сегодня им достаточно лишь подтверждения качественных характеристик нефти (вязкость, плотность, температура вспышки, содержание серы, механические примеси, содержание воды) для прохождения таможенного контроля при продаже черного золота на экспорт. 

***

Мурманская лаборатория по испытанию нефти и нефтепродуктов стала одной из главных составляющих экологического проекта по созданию системы ликвидации аварийных разливов нефти на Северо-Западе России. Проект очень удачно стартовал, однако, сделать для его дальнейшего продвижения нужно еще очень много.

В идеале, чтобы вопрос рассматривался глобально, в России необходимо создать и обеспечить бесперебойную работу еще как минимум трех таких лабораторий – на Черном море, Балтике и в Приморье. Там ведь складывается та же ситуация, что и у нас. Мы прекрасно помним, чем обошлись кораблекрушения в Азовском и Черном морях, случившихся два года назад из-за сильного шторма. В море попало около 2 тысяч тонн нефтепродуктов. К такой масштабной катастрофе никто не был готов. В итоге не успели вовремя начать ликвидацию разлива, и огромная часть нефти просто осела на дно. Превратившись в экологическую мину замедленного действия. 

Эта проблема является составной частью общегосударственной задачи по сохранению экосистемы Арктического региона. Мы надеемся, что Минприроды России, Минтранс России, МЧС России, Росрыболовство, чьи непосредственные интересы она затрагивает, объединят усилия и выйдут в Правительство с конкретными предложениями.

Екатерина Сыч