20 лет назад погиб «Комсомолец»

Подводная лодка, которую на Северном флоте называли «золотой рыбкой», была единственной АПЛ проекта «Плавник» (1984 год). «Комсомолец», который мог погружаться на глубины до 1000 метров не могли засечь американские спутники или подводные акустические системы.

Продвигаясь на глубине 1000 м, «Комсомолец» мог обойти системы НАТО и доставить две ядерные боеголовки к восточному побережью Северной Америки. В последнем походе «Комсомолец» был вооружён двумя торпедами с ядерными боеголовками.

7 апреля после 37 дней боевой службы АПЛ возвращалась на базу Западная Лица – самую западную базу АПЛ на Кольском полуострове. В результате пожара в 6 и 7 м отсеках, произошло задымление 2, 3 и 5-го отсеков и возгорание пульта в 3 отсеке, а также вспышка горючих газов в 5-м. Уже в надводном положении сработала аварийная защита ядерного реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Лодка, оставшаяся без энергоснабжения и запасов сжатого воздуха, утратила плавучесть и устойчивость. Экипаж спасался на плотах, которых не хватало, а имеющиеся не всегда могли удержаться на поверхности, сообщает БаренцОбзервер.

В течение следующего часа 42 подводника погибли в ледяной воде. С норвежского разведывательного самолёта «Орион», кружившего в воздухе, видели всё происходящее. Командование Северного флота не обращалось за помощью к Норвегии. Холодная война тогда ещё не отступила.

Первые советские суда прибыли на место только через час после затопления АПЛ. Выживших моряков и тела погибших подняли на борт советского траулера «Ома» и плавбазы «Александр Хлобыстов». К этому моменту подводники провели в ледяной морской воде больше одного часа. Из 65 членов экипажа «Комсомольца» выжило 25 человек. Сама АПЛ с реактором и двумя ядерными боеголовками находится на глубине 1685 метров.

Причина, по которой затонул «Комсомолец», может так и остаться тайной. Два расследования, одно из которых провела госкомиссия, другое – независимое, не смогли собрать достаточно свидетельств, чтобы объяснить, почему произошла авария и почему она имела такие последствия. Советская государственная комиссия пришла к выводу, что винить в произошедшем некого. По мнению независимого расследования, в конструкции «Комсомольца» имелись серьёзные недостатки. Существуют мнения, что всему виной недостаточная для такой сложной АПЛ подготовка экипажа.

Сегодня, 20 лет спустя, по меньшей мере, Норвегия и Россия имеют дружественные отношения и могут сотрудничать в возможных спасательных операциях.

Bellona

info@bellona.no