News

В России уже более 700 тыс. тонн гексафторида урана, и его продолжают ввозить

Пресс-конференция, посвященная ввозу урановых хвостов. 19 марта 2009г. На фото: Олег Бодров (Зеленый Мир), Рашид Алимов (ЭКОперестройка), Владимир Сливяк (Экозащита!)
Фото: ЭКОперестройка

Опубликовано: 20/03/2009

Автор: Александра Смирнова

В Петербурге прошла пресс-конференция, посвященная импорту в Россию отработавшего ядерного топлива. Речь шла, в первую очередь, об отвальном гексафториде урана, большая партия которого поступает в Санкт-Петербург морским путём. Представители экологических организаций поделились информацией об этих и других вопиющих фактах.

Упомянутый гексафторид урана ввозится в Россию для допереработки – из этого сырья можно извлечь небольшое количество урана. При этом доизвлеченный уран отправляется назад, в Западную Европу, а радиоактивные и токсичные отходы, которые уже никак не используются в дальнейшем, остаются в России, хранятся в бочках под открытым небом, в условиях, далеких от тех, что продиктованы современными международными требованиями безопасности. 

Ввоз токсичных материалов осуществляется в соответствии с контрактами, часть из которых действует до 2016 года, но вопреки законодательству РФ. 

– На момент подписания контрактов в России действовала статья 48 закона об охране окружающей среды, которая запрещала ввоз таких материалов. Налицо очевидное нарушение законодательства, и мы будем добиваться от генпрокуратуры наказания виновных и разрыва всех этих контрактов, – говорит Владимир Сливяк, представитель движения «Экозащита!»

По данным экологов, на сегодняшний день в России и так уже хранится от 700 тысяч до миллиона тонн отвального гексафторида урана. 

– С нашей точки зрения, раз атомная промышленность создала эту проблему, она должна ее и решать, – считает Сливяк. Однако, по его словам, технологий решения этой проблемы на сегодняшний день просто нет – вот их разработкой и должен заняться «Росатом». Правда, несколько лет назад «Росатомом» была закуплена французская технология по обесфториванию – но, во- первых, после этой переработки отходы становятся лишь менее опасными, не теряя полностью своей токсичности, и по прежнему остается вопрос – что с ними делать дальше. Во вторых, при существующих мощностях, процесс переработки займёт много десятилетий.

Была затронута и тема строительства порта в Усть-Луге, куда, минуя Петербург, планируется отгружать ядерные отходы в ближайшем будущем.

– Мы выступаем против строительства порта в Усть-Луге. Мы считаем, что переносить перевозку радиоактивных отходов и ядерных веществ из Петербурга в Усть-Лугу – это не решение проблемы, – говорит Рашид Алимов (ЭКОперестройка).

– Наша задача как экологических организаций не в том, чтобы одних людей обезопасить, а других – подвергнуть риску. Наша задача в том, чтобы прекратить опасную деятельность, которая противоречит национальным интересам нашей страны и ее населения, – соглашается с ним Владимир Сливяк.

Олег Бодров («Зеленый мир») рассказал о том, что на территории Лужской губы проживает один из охраняемых законом малочисленных народов – ижоры. Их основной промысел – рыбная ловля. А строительство терминала повлияет на возобновление рыбных ресурсов, и таким образом, подорвет традиционный уклад жизни малого народа, так же охраняемый законом.

Провокационно прозвучало заявление ответственного секретарь Северо-Западного отделения Ядерного общества России Муратова. По его словам, экологи подняли шум напрасно – гексафторид урана представляет собой куда меньшую опасность, чем метан или аммиак. А ввоз отходов на территорию России оправдан тем, что в нашей стране находится до 40% мировых мощностей по обогащению урана. И решение о ввозе было принято для того, чтобы загрузить предприятия и обеспечить рабочие места. Однако его слова мало кого убедили.

В четверг и пятницу у метро «Автово» пройдут пикеты против ввоза радиоактивных отходов в Россию. Экологи планируют так же отслеживать перемещение этого сырья. Ожидается, что акции пройдут в Екатеринбурге, куда направляется груз отходов, а в понедельник готовится акция протеста около «Росатома» в Москве.