Ледокол «Ленин» станет радиоактивным музеем

frontpageingressimage_4675ac337afae08ab567c0dfa75042e1.jpeg

Ледокол «Ленин», построенный в 1959 году, был первенцем мирного атомного кораблестроения. До 1989 года ледокол работал в Арктике. За это время на ледоколе произошли две серьезные аварии. Часть ядерного топлива с ледокола была затоплена у побережья Новой Земли, а другая часть хранится на плавтехбазе «Лепсе», которая стоит у причала «Атомфлота», на севере Мурманска, и никто еще толком не знает, что с ней делать.

Атомоход тоже встал у причала предприятия «Атомфлот». Идея превратить его в музей  появилась 10 лет назад. Местом вечной стоянки ветерана был определен причал Мурманского морского вокзала.

Сторонники установки первого атомохода так же мечтают о том, что «Ленин» станет новым символом Мурманска и местом постоянного скопления туристов. Однако поддержание его в должном состоянии стоит совсем не дешево, а туристов в город приезжает не столь много, чтобы рассчитывать на серьезные доходы от деятельности музея. Так что, не будет ли корабль-музей обузой для бюджета региона? Областные и городские власти эту проблему предпочитают не поднимать, и вместе выступают за вечную стоянку корабля в городе.

Для создания музея был организован специальный фонд поддержки атомохода. В него вошли областная и городская администрации, Северный флот, портовые власти, предприятие «Атомфлот», Мурманское морское пароходство и другие организации, от которых зависит жизнедеятельность ледокола. Все они обязались вносить в фонд денежные средства. На эти суммы фонд занимался организацией и проведением работ. Так, в 2008 году было потрачено 7 миллионов рублей. А всего за 10 лет членами фонда было собрано более 130-ти миллионов. На что же потрачены такие не малые деньги?

Проведено углубление дна Кольского залива у морского вокзала. Установлены причалы, у которых будет стоять корабль – их по дешевке закупили у Северного флота. На пирсе вокзала был установлен 20-метровый информационный стенд. На нём визуально обозначены вехи истории первенца атомного флота: от дня закладки ледокола на стапеле Адмиралтейского завода – до момента его списания. И, конечно, работы шли на самом корабле.

– Команда ледокола полностью подготовила судно к вечной стоянке. Приведён в безопасное состояние реакторный отсек, отремонтирован корпус атомохода, покрашены внутренние помещения, – сообщил на последнем заседании попечительского совета и учредителей фонда поддержки атомохода «Ленин» его президент Анатолий Александрович. – Так что, ледокол находится в хорошем состоянии. Корпус его может находиться на плаву полвека. Это однозначно!

Однако часть опытных специалистов ледокольного флота не выражают такого оптимизма. Да, с одной стороны, сейчас «Ленин» уже не является ядерным объектом в полном смысле этого понятия. Но с другой – на нем остаётся оборудование первого контура: сам корпус ядерного реактора и другие механизмы. Хоть реактор и освобожден от отработавшего ядерного топлива, но все равно является источником ионизирующего излучения. Конечно, центральный отсек, где находится реактор и другое оборудование первого контура, имеет дополнительную защиту и в нормальных условиях не опасен. Однако, эти условия ещё нужно будет поддерживать! А это, в первую очередь, надежная охрана и запрет доступа посторонних лиц в помещения центрального отсека. Сможет ли эти условия выполнить руководство будущего музея?

– В принципе, при определенных условиях «Ленин» может стать безопасным объектом. Но, чтобы никто не сомневался, идеальным решением было бы изъятие из центрального отсека ледокола всех источников ионизирующего излучения. Но, к сожалению, эта операция стоит огромные деньги, которые на общественных началах просто не собрать. Стоит отметить, что такую операцию никто еще не осуществлял в России – комментирует председатель правления организации «Беллона-Мурманск» Андрей Золотков, который отходил на ледоколе 2 навигации.

И, правда, что говорить о баснословных суммах, если подготовительные работы почти все закончены, а установка самого ледокола задерживается. Денег не хватает! Дело в том, что не все члены фонда платили свои взносы. В итоге, накопился долг более 4 миллионов рублей, и, как следствие, возникли проблемы с выполнением работ. А ведь ещё нужно закупить и установить генераторы для выработки тепла и света. Плюс к этому изготовить 10 якорей весом по 50 тонн каждый, которые будут держать корабль на вечной стоянке.

Правда, после получения в своё ведение атомного ледокольного флота, «Росатом» заявил о желании потратить на «Ленин» 15 миллионов рублей. Потом это обещание подтвердил глава атомной корпорации Сергей Кириенко во время визита в Мурманскую область.  Перечисление средств обещано в первом квартале 2009 года, однако деньги в область ещё не пришли.

А между тем с каждым днем остаётся всё меньше времени на завершение работ. Ведь президент фонда Анатолий Александрович несколько раз заявлял журналистам о том, что «Ленин» станет у причала Мурманска в День Победы, 9 мая этого года.

Аварии на ледоколе «Ленин»

На атомном ледоколе «Ленин» произошли две аварии. Первая случилась в феврале 1965 года. Была частично повреждена активная зона реактора. Часть топлива была помещена на плавтехбазу «Лепсе», где оно хранится и по сей день. Плавтехбаза «Лепсе» является одним из самых опасных и сложных ядерно-опасных объектов на северо-западе России. Остальное топливо было выгружено и помещено в контейнер. В 1967 году контейнер погрузили на понтон и затопили в заливе Цивольки, восточное побережье архипелага Новая Земля.

Вторая авария на ледоколе произошла в 1967 году. Была зафиксирована течь трубопроводов III контура реактора. Во время ликвидации протечки были нанесены серьезные механические повреждения оборудованию реакторной установки. Было решено полностью заменить весь реакторный отсек. Часть топлива была помещена опять же на плавтехбазу «Лепсе». А реакторную установку отбуксировали к Новой Земле в залив Цивольки и затопили.

Алексей Павлов