News

Крупнейшая в истории транспортировка МОКС-топлива из Франции в Японию опасна и вызывает протесты

Вооруженные полицейские на фоне пушки на борту судна Pacific Pintail, на котором планируется перевозка МОКС топлива в Японию.
http://weblog.greenpeace.org/

Опубликовано: 01/03/2009

Автор: Андрей Ожаровский

Транспортировка содержащего плутоний МОКС-топлива с перерабатывающего предприятия Франции в Японию начнется в ближайшее время. К перевозке готовят около 1800 кг плутония – этого количества достаточно для производства более 200 ядерных устройств. Экологи утверждают, что транспортировка опасна, а программа использования МОКС бессмысленна. В то же время Росатом планирует масштабные плутониевые транспортировки по железным дорогам России.

Всего для транспортировки в Японию подготовлено 65 топливных сборок смешанного уран-плутониевого оксидного топлива (МОКС, от англ. «MOX» – mixed oxides). По информации Гринпис, опасный груз с перерабатывающего предприятия Ля Аг (La Hague) на грузовиках будет доставлен в порт Шербург, где он будет погружен на одно из двух специально подготовленных судов (Pacific Pintail или Pacific Heron). Этим судам с вооруженной охраной на борту предстоит пройти более 20 тысяч километров до Японии, где использование МОКС-топлива возможно на трех реакторах АЭС.

Поставщик топлива, французская компания Арева (Areva) подтверждает, что транспортировка состоится в ближайшее время, и заявляет, что «из-за очевидных соображений безопасности» даты и маршрут транспортировки из Европы в Японию не будут разглашаться.

«Эта транспортировка МОКС является еще одним примером неприемлемых рисков, создаваемых ядерной энергетикой. Ядерные транспортировки создают неоправданные риски для окружающей среды, здоровья людей и режима нераспространения (ядерного оружия)», – говорит Риана Теуле (Rianne Teule), координатор энергетической кампании Гринпис. Риана подготовила пятистраничный доклад о проблемах транспортировки плутония.

bodytextimage_Areva.gif Photo: http://www.areva.com/

Опасения экологов были подтверждены на высшем уровне в ООН. На Всемирном Саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 год) была выражена особая озабоченность ядерными транспортировками. Саммит признал «важность создания эффективных механизмов ответственности, касающихся международных морских перевозок и другого трансграничного перемещения радиоактивных материалов, радиоактивных отходов и отработанного топлива, включая процедуры предварительного уведомления и консультаций согласно соответствующим международным документам». (Документ ООН A/CONF.199/20, Para 35).

Была ли готовящаяся транспортировка застрахована, были ли проведены процедуры уведомления и консультаций со странами, которые могут пострадать в результате возможной аварии, неизвестно.

МОКС и ядерное оружие

По классификации МАГАТЭ МОКС-топливо принадлежит к «первой категории», что означает возможность прямого использования данного материала для создания ядерного оружия. Привлекательность такого груза для международных террористов очевидна, и, если судно с опасным грузом не будут сопровождать боевые корабли, то не исключен захват пиратами сырья для начинки более чем 200 ядерных взрывных устройств.

Несмотря на то, что плутоний, выделенный из МОКС, не будет соответствовать оружейным стандартам, из него можно изготовить заряд для ядерных взрывных устройств. Их конструкция должна быть несколько изменена, и мощность может быть меньше, чем у стандартных, но они будут обладать всеми поражающими факторами, характерными для ядерного оружия. Это подтверждается испытанием подобных ядерных взрывных устройств в 1962 г. в США и в 1974 г. в Индии.

По оценкам экспертов, плутоний, содержащийся в МОКС-топливе, можно извлечь и использовать для изготовления ядерного оружия. Для этого не требуется сложного оборудования и химических реактивов. Для производства ядерной бомбы может потребоваться от одной до трех недель. При соответствующей подготовке, серьезная террористическая организация вполне может разработать и осуществить план захвата плутония и изготовления сотен взрывных устройств.

МОКС в России

Проблемы, связанные с использованием МОКС-топлива, остро стоят и в России. В стране существуют большие запасы плутония, наработанного в советское время для производства ядерного оружия. В небольших масштабах продолжается «переработка» ОЯТ и выделение плутония на комбинате «Маяк».

В начале 2000-х существовали планы использования МОКС-топлива на реакторах типа ВВЭР, но они не были реализованы.

В настоящее время проводятся эксперименты по использованию МОКС-топлива на ряде исследовательских реакторов на быстрых нейтронах. Например, такие эксперименты проводятся на реакторе БОР-60, принадлежащем ОАО «Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (НИИАР) в г. Димитровграде Ульяновской области.

Кроме того, МОКС топливо применяется на единственном работающем энергетическом реакторе на быстрых нейтронах БН-600 на Белоярской АЭС, расположенной недалеко от Екатеринбурга.

Использование МОКС-топлива предполагается и на реакторе БН-800 на Белоярской АЭС, в случае его достройки. Однако строительство продолжается уже более 25 лет и ожидать пуска реактора в ближайшее время не приходится.

Тем не менее, в декабре 2008 г. начаты работы по подготовке к созданию комплекса оборудования и систем завода по производству гранулята МОКС-топлива для БН-800 на Горно-химическом комбинате (ГХК) в Красноярском крае. В 2010 году ГХК должен приступить к выпуску первых партий гранулята. Изготовлением виброуплотненных ТВЭЛов и ТВС из этого гранулята будет заниматься НИИАР, где уже изготавливаются экспериментальные тепловыделяющие сборки с МОКС-топливом для БН-600 Белоярской АЭС.

В случае реализации этого проекта резко возрастут транспортировки содержащих плутоний материалов по железным дорогам России. Путь плутония может быть следующим: комбинат «Маяк», Челябинская обл. (выделение плутония из ОЯТ) – ГХК, Красноярский край (производство гранулята МОКС-топлива) – НИИАР, Ульяновская обл. (изготовление ТВЭЛов и ТВС) – Белоярская АЭС, Свердловская обл. (использование МОКС-топлива в реакторах БН-600 и БН-800).

Всего плутониевые эшелоны должны будут преодолеть более 6 тыс. км, угрозу крушения поезда или захвата его террористами не следует недооценивать.

Позиция Беллоны

Опасность использования МОКС-топлива, связанные с этим экологические и экономические проблемы раскрыты в выпущенной в 2003 году Позиции Беллоны по вопросам МОКС-топлива.

«Беллона считает, что предложение использования МОКС является попыткой индустрии переработки (ОЯТ) продолжить свое существование после того, как исчезла необходимость извлечения плутония из ОЯТ для ядерного оружия, – говорится в документе, – Беллона призывает международное сообщество противостоять использованию МОКС-топлива».

Особую озабоченность вызывает продолжение попыток Росатома начать производство МОКС-топлива и его использование на АЭС России. По мнению Беллоны атомная индустрия России, используя идею МОКС, лишь хочет получить дополнительное государственное финансирование.