Международный проект утилизации плавтехбазы «Лепсе» в Мурманске

ingressimage_eaa34481b028f9f9091a9a513e517fc8.jpeg Photo: Bellona Archive

Резюме

Плавучая технологическая база (птб) «Лепсе» является ядерно- и радиационно-опасным объектом. В 1988 году судно выведено из эксплуатации, а в 1990 году переведено в категорию стоечных судов. В пеналах и кессонах хранилища отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) судна размещено 639 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), часть из которых повреждена. Извлечение ОТВС из пеналов и кессонов является сложной технологической и радиационно-опасной операцией. В настоящее время судно находится в отстое у плавучего причала федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Атомфлот», занимающегося техническим обслуживанием атомного ледокольного флота. Предприятие расположено на берегу Кольского залива в 2-х километрах от границы города Мурманск (население около 400 тыс. человек). Судно находится в хозяйственном ведении ФГУП «Атомфлот», входящего в систему государственной корпорации «Росатом». Передача атомных ледоколов и судов атомно-технологического обслуживания (АТО) «Росатому» из доверительного управления ОАО «Мурманское морское пароходство» состоялась в августе 2008 года.

Вопрос о необходимости утилизации птб «Лепсе» был определен еще Постановлением ЦК КПСС в 1989 году. Научные и конструкторские организации начали проработку решения проблемы «Лепсе», но в 1994 году финансирование проекта из российских источников прекратилось.

В 1994 году к решению проблемы «Лепсе» подключились международные организации и институты. В 1995 году проект «Лепсе» был включен в планы Европейской комиссии. Но по причине отсутствия двух- и многосторонних соглашений со странами-донорами и международными финансовыми институтами, проект находился практически без движения вплоть до 2003 года.

В 2003 году, после заключения всех необходимых соглашений, была определена сумма, которая выделялась международными организациями на выполнение проекта — более 12 миллионов евро.

В 2004 году  возникали разногласия в отношениях между западным подрядчиком (французская фирма «SGN»), разрабатывающим проект по выгрузке ОТВС из хранилища судна и Мурманским морским пароходством (ММП), координирующим проект с российской стороны, что затягивало реализацию проекта.

В 2005 году по  решению «Росатома» и «Росморречфлота» автономная некоммерческая организация (АНО) «Аспект-Конверсия» была назначена подрядчиком для разработки проекта комплексной утилизации птб «Лепсе».

В соответствии с контрактом TACIS  между АНО «Аспект-Конверсия» и Европейской Комиссией в период с декабря 2005 года по апрель 2007 года разработан комплект проектно-организационной документации (КПОД) на комплексную утилизацию «Лепсе». Он содержит следующие этапы:

1. разработка рабочего проекта;

2. подготовка судна к буксировке на судоремонтный завод (СРЗ) «Нерпа»;

3. подготовка на СРЗ «Нерпа» специальной инфраструктуры;

4. проектирование и строительство пристройки к хранилищу ОЯТ (здание №5) на ФГУП «Атомфлот»;

5. буксировка судна на СРЗ «Нерпа» и постановка на стапель;

6. демонтаж корпусных конструкций и оборудования;

7. выгрузка ОЯТ;

8. транспортировка контейнеров с ОЯТ на ФГУП «Атомфлот»;

9. размещение контейнеров с ОЯТ на временное хранение в пристройке к хранилищу ОЯТ (здание №5) или его отправка на производственное объединение «Маяк»;

10. переработка ЖРО и ТРО;

11. формирование 2 блоков-упаковок из остатков конструкций судна;

12. транспортировка блоков-упаковок в пункт длительного хранения (ПДХ) «Сайда» и постановка на длительное хранение.

В настоящее время  АНО «Аспект-Конверсия» не является подрядчиком проекта «Лепсе». Ответственным за реализацию проекта «Лепсе» является ФГУП ФЦ ЯРБ (федеральный центр ядерной и радиационной безопасности) государственной корпорации «Росатом».

Грантовое исполнительное соглашение (ГИС) было подписано 5 июня 2008 года:  Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) — в качестве администратора Фонда природоохранного партнерства «Северное измерение» (ППСИ), государственной корпорацией «Росатом» и ФГУП ФЦ ЯРБ — в качестве получателя Гранта.

Грант охватывает первую стадию проекта, которая включает:

– разработку рабочей документации по утилизации судна,

– улучшение радиационной обстановки на судне,

– перевод судна на СРЗ «Нерпа»,

– подготовка инфраструктуры СРЗ к выгрузке ОЯТ, включая поставку специализированного оборудования.

ФГУП ФЦ ЯРБ создал группу управления проектом (ГУП).

ГИС предусматривает привлечение международного консультанта для поддержки работы ГУП с тем, чтобы обеспечить соответствие всех работ международным стандартам и технологиям. В то же время все работы должны проводиться в соответствии с действующим российским законодательством и стандартами.

ГУП подготовил тендер для выбора международного консультанта (МК) и разослал приглашение представить контрактные предложения организациям, выразившим свою заинтересованность. Выбор МК будет завершен ориентировочно в конце июня 2009 года на основе анализа представленных предложений, после чего с МК будет заключен контракт.

Планировалось, что в 2009 году судно должно быть отбуксировано на СРЗ «Нерпа» в городе Снежногорск

На пресс-конференции руководства ФГУП «Атомфлот», проходившей в сентябре 2008 года, была высказана уверенность, что ОЯТ «Лепсе» в ближайшие 2-3 года должно оказаться на берегу. Утилизация судна входит в Федеральную Целевую Программу (ФЦП) «Ядерная и радиационная безопасность России  на 2008 – 2015 г.г.» и из федерального бюджета выделяются средства на утилизацию.

1. Описание проблемы

Птб «Лепсе» является самым ядерно- и радиационно-опасным плавучим объектом в России. На сегодняшний день ни на одной атомной подводной лодке (АПЛ), выведенной из боевого состава ВМФ, не находится ОЯТ с такой высокой активностью, как на птб «Лепсе».

Строительство теплохода «Лепсе» было начато в 1934 году на Николаевском судостроительном заводе. Сорок лет назад по специальному проекту судно было переоборудовано на Адмиралтейском заводе под плавучую технологическую базу. В течение двадцати лет птб «Лепсе» обеспечивала перезарядки ядерного топлива атомных ледоколов.

Активность ОЯТ в хранилище в настоящее время составляет около 2,5•1016 Беккерелей (680 тыс. Кюри), что соизмеримо с активностью выброса при аварии на ПО «Маяк» в 1957 году. По проведенным расчетам в топливе содержится суммарно 260 кг урана (U-235), 156 кг продуктов деления и 8 кг делящегося радионуклида плутония (Pu-239). Мощность дозы гамма-излучения в помещении хранилища и в смежных с ним помещениях в сотни тысяч раз превышает природный радиационный фон. В хранилище ОЯТ (в пеналах и кессонах) размещено 639 ОТВС, в том числе выгруженных из реактора атомного ледокола «Ленин» после аварий в 1965 и 1967 г.г.

ОТВС размещены в пеналах (небольшое количество — в кессонах) хранилища и имеют коррозионное разрушение, сопровождаемое изменением геометрических размеров и просыпью топливной композиции, исключающее возможность свободного извлечения ОТВС из хранилища по существующей технологической схеме. Извлечение ОТВС из кессонов является сложной технологической и радиационно-опасной операцией. На судне в контейнерах находятся около 50 м3 твердых радиоактивных отходов различного уровня активности. В производственных помещениях размещено для хранения специальное оборудование, которое использовалось при проведении радиационно-опасных работ и вследствие чего оно загрязнено радионуклидами.

В 1988 году судно выведено из эксплуатации, а в 1990 году переведено в категорию стоечных судов (с сохранением в рабочем состоянии главного двигателя). В 1999 году после проведенного докового ремонта на судоремонтном заводе «Нерпа» судну присвоен класс стоечного, несамоходного с постоянным местом стоянки у причала ФГУП «Атомфлот».

В настоящее время судно находится у причала ФГУП «Атомфлот» вблизи сложного судоходного фарватера Кольского залива. Несмотря на все принимаемые меры по обеспечению безопасности, вероятность навигационной аварии (столкновения с другим судном) велика. При существующем физическом износе и старении корпуса судна в результате коррозии в морской воде, столкновение приведет к затоплению птб «Лепсе», что вызовет экологическую катастрофу в акватории Кольского залива.

2. Решение проблемы утилизации птб «Лепсе» (краткая историческая справка)

Вопрос о необходимости утилизации птб «Лепсе» был определен Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 10.09.89 г. № 1095-296 и решением Военно-Промышленной комиссии при СМ СССР от 25.04.88 г. № 132 по инициативе Мурманского морского пароходства. Специалистами пароходства, научных и проектных организаций рассматривалась комплексная утилизация плавтехбазы. Предусматривалась разработка технического решения обращения с ОЯТ.

В 1992 году ВНИПИ промышленной технологии (структура бывшего Минатом РФ) совместно с научными и конструкторскими организациями начал разработку научно-технического обоснования, целью которого являлось создание комплексной схемы обращения с птб «Лепсе». Работы финансировались за счет ОАО «ММП» и были прекращены в 1994 году в связи отсутствием финансовых средств.

Учитывая экологическую значимость проблемы утилизации этого судна и высокую стоимость проектных работ и самой утилизации, по инициативе ОАО «ММП» проблема была включена в «Федеральную целевую программу по обращению с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизации и захоронению на период 1993-1995 гг. и перспективу до 2005 года» (ФЦП РАО). Проблема была включена в состав первоочередных мероприятий. Однако финансирование работ не проводилось в связи с отсутствием бюджетных средств.

По инициативе норвежского экологического объединения Bellona в 1994 году в план работ Евро-Арктического (Баренц) региона на 1994-1995 гг. был включен пилотный проект утилизации «Лепсе».

В 1995 году проблема обращения с птб «Лепсе» была включена в планы Европейской комиссии, и проект получил международный статус. На стадии обсуждения международного «Проекта комплексной утилизации птб «Лепсе» западные доноры предложили выделить финансовые средства на решение проблемы. В рамках программы TAСIS Консорциумом «SGN» (Франция) и «AEA T’s Nuclear Engineering» (Великобритания) были выполнены два отчета (1996-1997 гг.). Эти отчеты российскими специалистами классифицируются как предпроектная проработка проблемы.

В 1998 году проект утилизации птб «Лепсе» был включен в «Соглашение между Правительством Королевства Норвегии и Правительством РФ о сотрудничестве в области охраны окружающей среды в связи с утилизацией российских АПЛ в северном регионе».

В последующие годы (до 2005 года) практическое решение проблемы утилизации птб «Лепсе» было приостановлено по причине отсутствия финансирования, как с российской стороны, так и со стороны западных доноров. Основной причиной было отсутствие двухсторонних соглашений о гражданской ответственности за ядерный риск между Россией и иностранными донорами.

В соответствии с заключением специалистов АО «Атомэнерго», разработавшим «Аналитическую записку по определению объема работ, срокам исполнения и стоимости при конвертации плавтехбазы «Лепсе», включая выгрузку с нее отработавшего ядерного топлива, жидких и твердых радиоактивных отходов. Проект № 325», согласованной Инспекцией Российского Морского Регистра судоходства по атомным судам, проект комплексной утилизации судна должен быть завершен до 2008 года, т.е. до истечения срока действия документов Регистра.

В 2005 году по распоряжению «Росатома» и «Росморречфлота» была поручено АНО «Аспект-Конверсия» разработать комплекс технической документации на утилизацию «Лепсе». Группой организаций в составе: ФГУП «ОКБМ», «ГИ «ВНИПИЭТ», НИПТБ «Онега», «ЦНИИТС», «ЦНИИ им. Крылова», «Атомфлот», СРЗ «Нерпа», НИИ ПММ, ОАО «ММП» под руководством АНО «Аспект-Конверсия» в 2006 году был создан предварительный проект и в 2007 году – технико-экономическое обоснование.

В августе 2008 года состоялась передача атомных ледоколов и судов АТО из доверительного управления ОАО «ММП» государственной корпорации «Росатом». Таким образом, в настоящее время проблема утилизации «Лепсе» легла на «плечи» государственной корпорации «Росатом».

3. Подписание соглашений. Выделение международных средств

В 2000 году подписано соглашение (№ CRU 1001.02 А) между Французским агентством развития AFD (Agency Francaise de Development) и ОАО «ММП» об оказании финансовой помощи пароходству для реализации проекта «Лепсе», по которому AFD предоставит субсидию в размере 1 372 040 Евро.

07 июля 2003 года между ОАО «ММП» и Северной Экологической финансовой корпорацией – NEFCO (The Nordic Environment Finance Corporation) подписано «Соглашение о выделении гранта. Проект выгрузки топлива с птб «Лепсе». Его подписание фактически положило начало реализации международного проекта. NEFCO консолидирует собственные средства, а также средства Норвегии и Нидерландов в размере 4 623 530 Евро.

Общая сумма финансирования проекта международными донорами должна была составить 12 028 000 Евро, а сумма субсидий вышеуказанных участников проекта составляла 5 955 570 Евро. Европейская комиссия подтвердила выделение оставшейся суммы в размере 6 032 430 Евро.

06 октября 2003 года между ОАО «ММП» и французской компанией «SGN» было подписано «Соглашение об инжиниринговых услугах в рамках проекта выгрузки ОЯТ, Фаза 1А». Соглашение, вступившее в силу 02 марта 2004 года, предусматривало выполнение базового отчета, технического задания (ТЗ) и обоснования инвестиций (ОБИН) с привлечением российских субподрядчиков. Финансовые средства доноров на разработку этих документов предоставлены французской компании «SGN». Соглашение утратило юридическую силу в ноябре 2004 года в связи с истечением срока действия.

В настоящее время, в рамках ФЦП «Ядерная и радиационная безопасность России на 2008-2012 г.г.» на утилизацию «Лепсе» выделяется 320 млн. руб. Таким образом, Россия собирается дать менее 10 млн. Евро. Полная стоимость проекта составляет более 40 млн. Евро.

05 июня 2008 года было подписано соглашение между государственной корпорацией «Росатом» и ЕБРР на утилизацию «Лепсе». В рамках соглашения будет выделено 43 млн. Евро. Утилизация птб «Лепсе» включена в список 9 первоочередных проектов, разработанных по заказу ЕБРР и включенных в Стратегический Мастер-план утилизации и экологической реабилитации выведенных из эксплуатации объектов атомного флота и обеспечивающей инфраструктуры Северо-Запада РФ.

4. Мероприятия, реализованные по проекту птб «Лепсе»

В связи с тем, что финансирование проекта в рамках ФЦП «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000-2006 гг. не предусматривалось, Министерство транспорта  РФ на 2002 год целевым назначением выделило ОАО «ММП» бюджетные средства для обеспечения безопасного отстоя птб «Лепсе» и проведения работ по обращению с судном в объеме 50 млн. рублей.

В 2002 году в соответствии с «Планом первоочередных мероприятий по обращению с плавтехбазой «Лепсе», утвержденным Министерством атомной энергетики (май 2001 года), была разработана «Программа по обеспечению экологической безопасности отстоя птб «Лепсе» и комплекс мероприятий по обеспечению длительного хранения ОЯТ и утилизации РАО».

В рамках этой программы выполнены следующие научно-технические работы:

  • предварительная оценка радиационного воздействия на персонал при выгрузке ОЯТ (НИИ ПММ г.Санкт-Петербург).
  • аналитическая записка по определению объема работ, срокам исполнения при конвертации птб «Лепсе», включая выгрузку с нее ОЯТ и РАО (АО «Атомэнерго»
  • о сливе воды из контура Б хранилища ОЯТ птб «Лепсе». (РНЦ «Курчатовский институт», г. Москва).

Выполнены работа по предварительным технико-экономическим исследованиям (ТЭИ) и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Проведены  разработка и сертификация контейнера для ОЯТ по требованию Госатомнадзора РФ.

Для нормализации радиационной обстановки на судне реализованы следующие мероприятия:

  • дезактивация и нанесение защитных пленочных покрытий в помещениях контролируемой зоны;
  • создание инженерных и иммобилизационных барьеров в помещении цистерны №1 и в самой цистерне;
  • удаление и переработка высокоактивных ЖРО из этой цистерны;
  • подготовительные работы по удалению охлаждающей воды из контура Б.

В результате выполненных работ по дезактивации и созданию барьеров в помещениях контролируемой зоны уменьшены уровни гамма-излучения в 2-5 раз и радиоактивное загрязнение в 50-1000 раз. Это позволит снизить индивидуальные дозы персонала, обслуживающего судно, и при проведении работ по его утилизации.

С целью минимизации воздействия радиационного облучения на персонал птб «Лепсе» норвежское экологическое объединение Bellona в 2001 году поставила комплекс жилых контейнеров стоимостью около 1 млн. крон. До этого экипаж «Лепсе» нес вахту на борту судна.

На данный момент существует предварительный, концептуальный проект комплексной утилизации «Лепсе». Было утверждено технико-экономическое обоснование проекта, есть положительное заключение экологической экспертизы, проведены общественные слушания в Снежногорске «ОВОС при реализации проекта «Комплексная утилизация птб «Лепсе».  

6. Заключение

В настоящее время в процессе разработки находится новый комплект технической документации на выгрузку ОЯТ птб «Лепсе» (Грантовое исполнительное соглашение):

– ранее АНО «Аспект-Конверсия» совместно с несколькими российскими организациями разработала эскизный проект утилизации птб «Лепсе», но этого недостаточно для изготовления, поставки специализированного оборудования и для необходимого обоснования ядерной и радиационной безопасности на всех этапах выполнения проекта;

– эскизный проект будет использоваться в качестве основы данной работы, но при необходимости технические решения могут быть изменены и проработаны подробнее;

– техническая документация также включает обоснование безопасности и оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС);

– вся документация будет рассмотрена российскими органами надзора с целью получения необходимых согласований (разрешений) для выполнения фактических работ по утилизации;

– главным приоритетом в данной работе является обеспечение ядерной и радиационной безопасности.

Выгрузка ОЯТпринята следующая предварительная схема:

– проверка возможности выгрузки ОТВС из пеналов усилием, не превышающим вес самой ОТВС (такие сборки выгружаются штатным способом с помощью контейнера и загружаются в транспортные чехлы);

– ОТВС, выгрузка которой невозможна штатным способом, вырезается вместе с пеналом, в котором она находятся, и размещается в чехле марки ЧТ-14Ш (для штоковых ОТВС);

– окончательно не решен вопрос о работе с кессоном №3, в котором находятся 9 ОТВС с разорванными чехловыми трубами (варианты: вырезка всего кессона или «омоноличивание» внутренней полости кессона специальными радиационно-стойкими смесями без вырезки, то есть кессон будет оставлен в блоке хранилища судна на длительное время.

Можно констатировать, что сделаны вполне реальные шаги к тому, чтобы приступить к практической реализации проекта «Лепсе». В заявлениях руководителей проекта звучат достаточно оптимистические нотки.

Осталось подождать очередные 1,5 – 2 года, когда будет подготовлен очередной необходимый пакет технических документов для начала практических шагов по проекту «Лепсе».

За предыдущие 15 лет было предложено 5 проектов:

– технология французской фирмы «SGN» – 2005 год;

– технология научно-производственной фирмы «Трансатом» (регламент ВНИИПИЭТ) – 2002 год;

– технология Ю.В.Черногорова – 2004 год;

– технология АО «Атомэнерго» (г. Санкт-Петербург) – 2002 год;

– технология ОАО «Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега»      (г. Северодвинск, Архангельская область) – 2007 год.

И все они так и остались на бумаге.

Беллона намерена продолжать следить за этим проектом и предпринимать все усилия, чтобы его осуществление велось со строжайшим соблюдением мер безопасности и не затягивалось как это уже было несколько раз за последние 15 лет.

Андрей Пономаренко