News

К 2015 году доля энергии на основе возобновляемых источников в Мурманской области составит 7.4%

Wind turbines in Georgia
www.nukri.org

Опубликовано: 25/01/2009

В Мурманской области построят ветропарки и мини-ГЭС. Суммарная мощность предусмотренных программой нетрадиционных возобновляемых источников энергии к 2015 году должна составить 386,15 МВт.

15 января 2009 года в региональном Министерстве природных ресурсов и экологии состоялось очередное заседание рабочей группы по разработке проектных работ в области развития нетрадиционных возобновляемых источников энергии в Мурманской области. 

Требование о создании рабочей группы было выдвинуто общественными экологическими организациями в декабре 2006 года на круглом столе по возобновляемой энергетике с участием губернатора Мурманской области Юрия Евдокимов, который поддержал инициативу экологов. В марте 2007 года был подписан приказ о создании рабочей группы. 

В состав рабочей группы входят представители министерства природных ресурсов и экологии, министерства промышленности, транспорта и энергетики, министерства территориального развития, строительства и ЖКХ Мурманской области, филиала «Кольского» ОАО «ТГК-1», СПК РК «Чапома», АНО «Чистое производство», Мурманского государственного технического университета, Регионального диспетчерского управления энергосистемой Мурманской области – «Кольское РДУ», а также представители общественных организаций – «Беллона-Мурманск», «Природа и молодежь», экологического центра «Гея».

Программа развития возобновляемой энергетики в Мурманской области как региональная инициатива

Целью программы является создание условий для последовательного освоения возобновляемых источников энергии в Мурманской области (в основном – энергии ветра и малых рек), повышение уровня обеспеченности региона энергетическими ресурсами. Один из ожидаемых результатов – сокращение объемов вредных выбросов в окружающую среду за счет сокращения использования ископаемого топлива, улучшение экологической обстановки в регионе.

«При сжигании ископаемого топлива выделяется углекислый газ, что способствует нагреванию атмосферы и приводит к изменению климата. Последствия этого процесса становятся все более губительными и масштабными, – говорит Нина Лесихина, координатор энергетических проектов «Беллона-Мурманск». – Стабилизация климата требует сокращения глобальных эмиссий CO2 на 50-85% к 2050. Это может быть достигнуто только путем повышения эффективности использования энергии и снижения ее потребления, использования возобновляемых источников энергии».

В частности программой предусматривается строительство ветропарков вдоль дороги Мурманск-Туманный-Териберка и в районе Лиинахамари, комбинированного дизель-ветроэнергокомплекса в ЗАТО Островной, ветроэнергетических установок в прибрежных селах Чаваньге и Чапоме, проектирование ветроэнергетических установок для участия их в теплоснабжении Кандалакши, а также в отоплении теплиц Полярно-альпийского ботанического сада-института КНЦ РАН (Кировск). А также рассматриваются проекты сооружение мини-ГЭС на Ельреке в Лавозерском районе.  

Суммарная мощность предусмотренных программой нетрадиционных возобновляемых источников энергии к 2015 году должна составить 386,15 МВт. 

Среди заказчиков мероприятий программы: ЗАО «Windlife Arctic Power», ЗАО «Русский ветер», Правительство Мурманской области, администрация ЗАТО г. Островной, компании «Мурманрыбакколхозсоюз», «Колэнергосбыт», КНЦ РАН, администрация Ловозерского района.

Финансирование мероприятий программы

Основной объем финансирования программы предполагается за счет собственных средств заинтересованных предприятий и организаций, эта сумма составляет 19 миллиардов 663 миллиона 600 тысяч рублей. Финансирование из областного бюджета предусматривается в размере 443 миллионов 400 тысячи рублей в течение шести лет действия программы. Однако представители Министерства природных ресурсов и экологии уточнили, что сумма может меняться в течение срока реализации программы. 

На вопрос о направлениях расходования средств областного бюджета заместитель министра природных ресурсов и экологии Мурманской области Швейцер Федор ответил: «Бюджетные деньги в рамках программы, прежде всего, должны быть использованы для социально-экономического развития региона, например для энергообеспечния на основе возобвноляемых источников энергии удаленных и  изолированных поселений Мурманской области. Конечно все участники программы получат содействие со стороны Правительства в решении вопросов землеотвода, согласовния документации и другие преференции».

В Мурманской области не охвачено централизованным электроснабжением около 80-100 населенных пунктов и отдельных объектов (Краснощелье, Чаваньга, Чапома, др.), получающих электроэнергию от автономных дизельных электростанций. Ввиду значительной удаленности и плохих транспортных связей затраты доставку топлива в такие районы возрастают на 30-70% в прибрежных районах, а на материковой части – на 150-200% и более. В этих условиях применение ветроэнергетических установок или малых гидроэлектростанций может способствовать экономии дорогостоящего дизельного топлива и  стабильности энергообеспчения.  

Средства компаний, планирующих строительство крупных ветропарков в регионе, это преимущественно заемные средства банков, а вот источник средств для более мелких проектов строительства малых ГЭС и отдельных ветроэнергоустановок пока еще не определен. Видимо потому, что заказчиками выступают муниципальные образования и государственные организации. 

Кому нужна «зеленая энергия»?

Представители Регионального диспетчерского управления энергосистемой Мурманской области» – «Кольское РДУ» отметили, что энергосистема области является избыточной, и эта тенденция будет увеличиваться в условиях финансового кризиса, приведшего к снижению энергопотребления.

«Возобновляемые источники энергии могут и должны стать прекрасным решением для энергообеспчения изолированных поселений, а вот крупные проекты могут столкнуться с проблемой сбыта электроэнергии. – отметил представитель Регионального диспетчерского управления энергосистемой Мурманской области» – «Кольское РДУ». – Масштабные проекты по использованию возобновляемых источников энергии обычно реализуются крупными потребителями для покрытия собственных нужд. Так например есть смысл использовать энергию ветра для освоения Штокмановского месторождения».

Ветровые ресурсы на Кольском полуострове оцениваются в 360 млрд. кВт*час, наибольшие скорости (7-9 м\с) наблюдаются в прибрежных районах Баренцева моря. Наиболее подходящие районы для создания ветропарков находятся в окрестностях поселков Дальние Зеленцы и Териберка, возле Серебрянских и Териберских ГЭС. 

В 2007 году «Газпром» принял решение о строительстве в Териберке завода по сжижению природного газа со Штокмановского месторождения, а в октябре 2008 года Правительством Мурманской области была одобрена Декларация о намерениях строительства ветропарка в районе п.Териберка мощностью 200 МВт. Однако, среди сценариев по энергообеспечению завода СПГ использование энергии ветра на значится. При реализации Штокмановского проекта предполагается использоваться добываемый газ и\или энергию Кольской атомной электростанции. 

Предложения «Беллоны»

Среди предложений участников рабочей группы была высказана необходимость включить в Программу раздел, посвященный оценке социально-экономических и экологических последствий реализации программы, а также оценке эффективности расходования бюджетных средств.

«Беллона» в свою очередь предложила включить в Программу проекты по биоэнергетике, основанные на использовании пищевых отходов и отходов животноводства. 

«В Мурманской области большое количество сельскохозяйственных предприятий, которые уже столкнулись с проблемой роста цен на электроэнергию, хотя у них буквально под ногами лежит бесплатный источник энергии в виде отходов животноводства, – говорит Нина Лесихина, координатор энергетических проектов «Беллона-Мурманск». – У нас уже есть опыт производства биогаза из навоза в агрокомплексе «Ковдорский» и скоро в «Тулома», необходимо внедрять его повсеместно, и конечно без государственной поддержки не обойтись».

«Беллона» также высказала необходимость подготовить анализ возможностей использования грантов\займов\льготных кредитов международных финансовых структур, механизмов Киотского протокола для финансирования и\или со-финансирования проектов Программы, что особенно актуально для проектов, реализуемых муниципалитетами или государственными организациями.

«Важно, чтобы настоящая программа стала действенными механизмом развития возобновляемой энергетики в Мурманской области, а для этого она должна четко отображать все преимущества, которые получает участник программы, а также быть достаточно подвижной для включения новых проектов, – говорит Мишель Гренбек, эксперт Объедиения Беллона».

«Беллона» также высказала предложение дополнить перечень возможных механизмов экономического стимулирования проектов Программы со стороны региональных властей, что будет способствовать уменьшению сроку окупаемости проектов и соотвественно снижению стоимости «зеленой» энергии.

Члены рабочей группы одобрили представленный проект программы, поручили разработчику доработать ее с учетом поступивших замечаний и предложений.