Ростехнадзор разрешил ввоз ядерных отходов казахстанского исследовательского реактора

ingressimage_file20984516_uran.jpg Photo: TV5 Latvija

В последние дни 2008 года Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) утвердила ряд заключений экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. «Установлено соответствие экологическим требованиям единого проекта ввоза в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок исследовательского реактора ВВР-К Института ядерной физики (Республика Казахстан)», – говорится в сообщении пресс-службы Ростехнадзора. Скорее всего, ОЯТ казахстанского реактора будет отправлено железнодорожным транспортом на комбинат «Маяк» в Челябинской области, единственное предприятие, где может быть осуществлена его переработка.

Ввоз в Россию свежего и отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) исследовательских реакторов, сооруженных с помощью СССР, происходит с целью соблюдения режима нераспространения ядерных оружейных технологий и в рамках реализации соглашения между Правительством Российской Федерацией и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве от 27 мая 2004 года. Как правило, Правительство США оплачивает расходы по транспортировке, в то время как расходы по переработке ОЯТ и хранению образовавшихся отходов несет Россия.

Ранее ОЯТ исследовательских реакторов советской постройки транспортировалось в Россию из Югославии, Румынии, ФРГ (с территории бывшей ГДР), Латвии и Венгрии. Наибольшее внимание общественности привлекли транспортировки, осуществленные необычными способами – самолетом (из ФРГ) и судном, вокруг Скандинавии в порт Мурманска (из Венгрии).

Исследовательский реактор ВВР-К принадлежит Институту ядерной физики Казахстана. Реактор бассейнового типа, конструкция схожа с энергетическими реакторами типа ВВЭР. Тепловая мощность реактора – 6 МВт, что в несколько сотен раз меньше мощности энергетических реакторов АЭС. Тем не менее, и на этом реакторе происходит образование ядерных отходов, наиболее опасным из которых является ОЯТ.

Реактор был сооружен специалистами СССР и введен в строй в октябре 1967 года. Реактор не предназначен для производства энергии, используется как источник нейтронов в научно-практических целях. На ректоре проводятся исследования в области нейтронной физики, нейтронной радиографии, тестирование материалов, активационный анализ веществ. Кроме того, реактор используется для производства радиоизотопов Mo-99, I-131, Co-60, Ir-192, Sb-124, Tl-204. По данным МАГАТЭ реактор работает в течение примерно 20 недель в год, последняя поставка топлива из России осуществлялась в 1986 году, до распада СССР. Топливо – таблетки диоксида обогащенного урана. Состав отработавшего топлива аналогичен ОЯТ реакторов ВВЭР. В отработавшем ядерном топливе присутствуют изотопы плутония, осколки деления и продукты активации.

Озабоченность экологов вызывают два аспекта – проблемы, связанные непосредственно с транспортировкой и проблемы переработки ОЯТ и обращение с отходами, образовавшихся в результате переработки.

При ядерных транспортировках возможны аварии, которые могут привести к выходу радиоактивных веществ в окружающую среду и загрязнению территории вдоль путей транспортировки. Ростезнадзор ранее отмечал возможность нарушений при транспортировании опасных веществ железнодорожным транспортом. Проблемами может обернуться возможное использование нестандартных контейнеров для перевозки ОЯТ исследовательских реакторов.

bodytextimage_spent-fuel-1..jpg

Российское законодательство запрещает захоронение зарубежных ядерных отходов на территории России, поэтому ОЯТ казахстанского исследовательского реактора, скорее всего, подвергнут «переработке». Под «переработкой» ОЯТ понимают выделение из него ядерных материалов – плутония и урана. Проблема в том, что при «переработке» количество радиоактивных отходов значительно увеличивается, из одной тонны ОЯТ получается 150-200 тонн жидких радиоактивных отходов, которые на комбинате «Маяк» часто попадали в естественные водоемы, реку Теча и озеро Карачай, что создавало угрозу для окружающей среды и здоровья жителей прилежащих территорий.

Несмотря на эти проблемы, Ростехнадзор в который раз не возражает против опасных ядерных транспортировок и ввоза иностранного ОЯТ в Россию. Вопрос, насколько оправдано принятие Россией ответственности на радиоактивные отходы исследовательских реакторов, построенных СССР, при отсутствии технологий безопасного обращения с отходами остается открытым. Возможно, вопрос обращения с ОЯТ иностранных реакторов будет отнесен к «накопленным и отложенным проблемам», на решение которых Корпорация «Росатом» будет продолжать получать субсидии из государственного бюджета.

Андрей Ожаровский

idc.moscow@gmail.com