Применение атомных технологий для работы на Арктическом шельфе опасно и экономически не оправдано

frontpageingressimage_IMG_5090.JPG Photo: Anna Kireeva

Автор доклада – Владислав Ларин, – журналист, автор нескольких книг о российской ядерной индустрии, рассказал о попытках Росатома (Минатома в прошлом) «конверсии» атомной подводной техники в мирный бизнес. Большое внимание в докладе уделяется вопросам использования атомного подводного бурового комплекса при разработке нефтегазовых месторождений шельфа Баренцева и Карского морей. В обзоре также сделан подробный анализ рисков и экономической эффективности.

Первые попытки оказались безуспешными

В начале 90-х годов ХХ века, когда политическая необходимость заставила в кратчайшие сроки уничтожить советский атомный подводный флот, обсуждалась идея использовать выведенные из эксплуатации атомные подводные лодки третьего поколения для перевозки грузов подо льдами Северного морского пути – снабжая промышленные города Заполярья.

Бизнес быстро понял нереальность подобного предложения, по таким причинам как высокая стоимость эксплуатационных расходов (которая никогда серьезно не обсуждалась в силу военного назначения подводного корабля); неопределенность ситуации с ядерной и радиационной безопасностью (отсутствие информации по аварийности, как на корабле этого проекта, так и на аналогичных атомных подводных кораблях).

«Кроме того, было невозможно произвести оценку рисков (что является обязательным условием коммерческого проекта) по причине закрытости основного массива информации – в связи с тем, что аналогичные корабли военного назначения еще находились в составе Северного флота», – рассказал на презентации автор доклада Владислав Ларин.

Итак, первые попытки «конверсии» атомной подводной техники военного назначения в гражданский бизнес оказались неудачными. Но поскольку материальные, финансовые и людские вложения в технические и технологические решения для атомного направления военно-промышленного комплекса (ВПК) были огромными, желание получить от них хоть какую-то коммерческую отдачу не проходит до настоящего времени

Шельфовые перспективы

В конце ХХ века в российском секторе Арктики (в шельфовой части Карского и Баренцева морей) были открыты запасы природного газа и нефти. Мировые цены на углеводороды в тот период были очень низкими, что не позволяло планировать их освоение. Дело в том, что освоение месторождений в Арктике требует в 4 – 5 раз больше инвестиций по сравнению с более южными регионами.

Климатические и погодные условия в регионе делают практически невозможным добычу природного газа с надводных буровых платформ. В связи с этим бурение и добычу природного газа на шельфе Карского и Баренцева морей можно производить только с подводных платформ.

В последнее время не прекращаются разговоры об использовании атомных источников энергии и строительстве плавучих атомных станций.

По мнению председателя правления «Беллоны-Мурманск» Андрея Золоткова, если государство решает строить объекты с ядерными энергетическими установками, оно должно объективно оценивать как экономическую составляющую подобных проектов, так и экологические последствия применения таких технологий. То есть одновременно со строительством объектов должны предлагаться планы по их комплексной утилизации, особенно в области утилизации отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов. «И эти планы должны быть понятны населению тех регионов, где планируется подобное строительство, – считает руководитель экологической организации. – Решение по проблемам атомной отрасли не должны перекладываться на плечи будущих поколений».

Согласно имеющимся расчетам, приведенным в докладе, стоимость 1 МВт установленной мощности для плавучей АЭС составляет 132 миллиона рублей. Стоимость 1 МВт установленной мощности для подводной АЭС составляет 250 миллионов рублей.

Практика организации подобных проектов в последние годы показывает, что в ходе их реализации потребность в инвестициях увеличивается в 2,5 – 3 раза.

Существенными оказываются и риски применения подводных буровых комплексов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ). Риски могут быть связаны с особенностями эксплуатации подводного объекта с ЯЭУ, поведением экипажа, с погодными и климатическими условиями в Арктике, с ранее затопленными в регионе радиоактивными отходами и ОЯТ, а также с террористической привлекательностью таких подводных буровых комплексов.

Позиция "Беллоны"

«Беллона» считает, что освоение Арктического шельфа само по себе сопряжено с многочисленными экологическими рисками, не говоря о том, что ни у одной страны мира нет опыта работы в таких условиях. Эти риски существенно увеличатся за счет использования атомной энергетики. В случае возникновения аварийной ситуации, будет очень затруднительно (если вообще возможно) провести операцию по ликвидации последствий. Более того, экономическая составляющая подобных проектов выглядит крайне неубедительно.

«Беллона» опасается освоения месторождений нефти и газа в Арктике, поскольку этот мало изученный регион является самым уязвимым на планете и не выдержит большой промышленной нагрузки. «Беллона» уверена, что использование атомной энергии при освоении этих месторождений является проявлением безответственности и авантюризма, и только существенно осложнит без того уникальные по сложности проекты.

Анна Киреева

anna@bellona.ru