News

План действий по Балтийскому морю сделает Балтику образцово чистым морем?

Опубликовано: 09/12/2008

Автор: Галина Рагузина

Спустя год после принятия, План действий по Балтийскому морю действует. С его помощью Балтика будет служить примером для применения европейского законодательства в области охраны морской среды и в будущем может стать особой зоной, где полностью запрещен сброс сточных вод и строго ограничены атмосферные выбросы азота с судов.

Морская директива ЕС на Балтике
Балтийское море станет пилотным регионом выполнения Рамочной директивы по морской стратегии ЕС. Такое решение было принято на первом заседании Глав делегаций стран-членов Комиссии по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ) под председательством России, состоявшемся 3-4 декабря в Хельсинки.

План действий по Балтийскому морю (ПДБМ) станет инструментом успешного и скорейшего применения директивы в регионе, сообщается в пресс-релизе Комиссии. С другой стороны, ПДБМ, с его новаторским экосистемным подходом, может служить моделью исполнения директивы для других европейских морей.

План действий для Балтийского моря, принятый на конференции министров охраны окружающей среды стран Европы в Кракове (Польша) 15 ноября 2007 года, является долгосрочным стратегическим документом, направленным на сокращение загрязнения морской среды, достигшего в последнее время угрожающего размера, и восстановления благополучного экологического состояния Балтики к 2021 году.

«План действий по Балтийскому морю создает крепкую основу для исполнения директивы, — говорит исполнительный секретарь ХЕЛКОМ Анне Кристин Брусендорфф. – В то же время, статус Балтики как демонстрационного региона для морской директивы ЕС обеспечит усилиям по улучшения состояния ее морской среды поддержку со стороны Европейской Комиссии».

Россия в ХЕЛКОМ
Хельсинская комиссия находится в уникальной позиции для успешного исполнения директивы, поскольку она охватывает все страны бассейна Балтийского моря, включая Россию. С 1 июля 2008 года Россия возглавляет эту международную организацию.

«Россия придает большое значение реализации Плана действий ХЕЛКОМ, который рассматривается в регионе в качестве важнейшей политической инициативы, — отметил в своей речи 3 декабря председатель ХЕЛКОМ, директор Департамента международного сотрудничества Минприроды России Игорь Майданов. — План предоставляет широкий набор средств, которые позволят одновременно решить все основные экологические проблемы Балтики».

По словам председателя ХЕЛКОМ, причиной принятия ПДБМ стала критическая экологическая ситуация, складывающаяся на Балтике, а также явная недостаточность нынешних природоохранных мер для того, чтобы справиться с нарастающими проблемами, сообщает пресс-служба МПРЭ России.

«Если мы сейчас упустим время для конкретных и серьезных мер, то ущерб, который понесет морская среда, будет уже невосполним", — продолжил Майданов. Ранее, приступая к выполнению своих обязанностей в ХЕЛКОМ, он пообещал, что Россия положит начало выполнению Плана действий по Балтийскому морю во время своего председательства в этой организации.

Недавно председатель Комиссии предложил придать ПДБМ больший политический вес и вывести его на уровень глав государств стран ХЕЛКОМ, сообщает Cеверный инвестиционный банк (NIB).

«Наиболее эффективным способом обеспечения финансирования Плана действий ХЕЛКОМ и гарантии реализации предусматриваемых мер по странам является принятие Плана на высшем политическом уровне», — сказал Игорь Майданов 28 октября на семинаре, организованном NIB и Северной экологической финансовой корпорацией (NEFCO) по случаю состоявшейся в Хельсинки 60-й сессии Северного Совета.

Майданов также высоко оценивает роль неправительственных организаций в подготовке Плана и обеспечении широкого участия различных заинтересованных сторон в обсуждении реализации Плана.

В настоящее время Российская Федерация наряду со всеми странами ХЕЛКОМ готовит предложения для разработки Национального плана мер по обеспечению выполнения ПДБМ, который должен быть рассмотрен и одобрен на Министерской сессии ХЕЛКОМ в марте 2010 года.

ХЕЛКОМ является исполнительным органом международной Конвенции о защите морской среды Балтийского моря, которая была подписана прибрежными странами в 1974 году. Ее основная задача — разработка совместных мер по защите морской среды Балтики от всех видов загрязнений, а также обеспечение безопасного судоходства в регионе. В ХЕЛКОМ входят все 9 стран, расположенных на берегах Балтийского моря, а также Евросоюз. Россия будет возглавлять ХЕЛКОМ до 30 июня 2010 года.

В России в этом году состоялись три рабочих встречи заинтересованных сторон по разным аспектам реализации ПДБМ. Два семинара прошли в Калининграде и были посвящены вопросам эвтрофикации, биоразнообразия и реагирования на аварии на море. Последний, на котором обсуждалась реализация мероприятий в рамках морского раздела Плана, состоялся 21 ноября в Санкт-Петербурге.

ПДБМ и ужесточение MARPOL
Также, 18-20 ноября в Петербурге состоялось 7-е заседание Группы ХЕЛКОМ по морским источникам загрязнений.

Страны члены ХЕЛКОМ намерены обратиться к Международной морской организации (ММО) с предложением придать Балтийскому морю статус особой зоны, в которой полностью запрещен сброс неочищенных сточных вод с пассажирских кораблей и паромов. Эта инициатива является частью ПДБМ.

Участники встречи приняли проект совместного предложения к предстоящей 59-й сессии Комиссии по охране морской среды ММО пересмотреть нормативы на сброс сточных вод, содержащиеся в Приложении IV Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL 73/78), с целью введения понятия особой зоны, закрытой для сбросов. В настоящее время Конвенция не предусматривает возможности придания морю статуса особой зоны с полным запретом на сброс сточных вод с кораблей.

«В настоящее время международные нормативы не предусматривают требований по удалению биогенных веществ из сточных вод перед их сбросом, — говорит Моника Станкевич, профессиональный секретарь по вопросам деятельности на море и реагирования ХЕЛКОМ. — Предложение ХЕЛКОМ подразумевает введение запрета на сбор сточных вод с пассажирского судна во время нахождения в особой зоне, если на судне не установлена определенная очистительная система. В противном случае, сточные воды должны доставляться в порт».

Ожидается также, что на предстоящей сессии комиссии ММО в марте будут установлены новые требования к атмосферным выбросам оксидов азота и серы с судов. Ужесточение этих требований является частью ПДБМ.

Меньше оксида азота
На встрече было одобрено решение обратиться к ММО с предложением закрепить за Балтийским морем статус зоны контроля выбросов оксида азота (NECA) в соответствии с пересмотренным Приложением VI Конвенции MARPOL 73/78, которое устанавливает ограничения на атмосферные выбросы.

«Согласно новейшим исследованиям, более строгие ограничения, которые будут требовать 80-процентного сокращения выбросов от судовых дизельных моторов, устанавливаемых на судах начиная с 1 января 2016 года, обратят вспять тенденцию к росту выбросов оксидов азота на Балтике в долгосрочной перспективе», — объясняет Станкевич.

Атмосферные выбросы азота являются одним из основных источников повышения содержания биогенов в Балтийском море, что приводит к массовому цветению водорослей. По данным ХЕЛКОМ, судоходство является крупнейшим источником атмосферного загрязнения Балтики оксидом азота: на его счет приходится 16% всех выбросов, а в некоторых районах в определенные сезоны — до 50%. В 2007 году с судов на Балтике было выброшено 3760 тысяч тонн оксида азота.

Эти данные получены с помощью Автоматической идентификационной системы ХЕЛКОМ (AIS) по наблюдению за движением судов и проверены полученной от судовладельцев информацией по потреблению топлива и данными по качеству воздуха вблизи фарватеров.

Меньше оксида серы
Балтийское море уже стало первой в мире особой зоной контроля выбросов оксидов серы (SECA). В соответствии с Приложением IV MARPOL 73/78, на нем действуют самые строгие в мире ограничения на содержание серы в котельном топливе судов – не более 1,5%. В противном случае суда должны быть оснащены системой очистки выбрасываемых газов.

Согласно ПДБМ, предпочтительными средствами сокращения выбросов с серы с судов являются максимальное понижение разрешенного содержания серы в топливе и перевод судов на дистиллятное топливо.

В 2006 году проверка выполнения условий SECA была проведена на 1879 кораблях. Из них не следующими требованиям оказались только 28, то есть 1,5%. Но что еще важнее, некоторые судовладельцы переводят свои суда, например паромы между Финляндией и Швецией, на топливо с более низким содержанием серы.

«Успешное усиление соответствующих нормативов в море с таким интенсивным судоходством, как на Балтике, показывает, что можно достичь даже более амбициозных целей как на региональном, так и на глобальном уровне в отношении выбросов оксида серы с судов», — считает Анне Кристин Брусендорфф.

Особое море
Одно из самых маленьких морей на планете, на сегодняшний день Балтика является самым оживленным морем в мире. По данным AIS, в прошлом году море пересекли 56 тысяч судов. В водах Балтики постоянно находятся 2000 кораблей.

За Балтикой закреплен еще один официально признанный международный особый статус. В апреле 2004 года ММО признала Балтийское море «особо уязвимым морским районом». Решение было принято по инициативе всех балтийских государств, за исключением России. Российские территориальные воды — единственная часть Балтийского моря, на которую действие этот статуса не распространяется.