News

В Петербурге в «Мемориале» проведен обыск

Опубликовано: 04/12/2008

Автор: Рашид Алимов

В четверг, около 12:00, примерно в одно время с началом телевизионного общения Владимира Путина с народом, в питерский офис известнейшей правозащитной организации «Мемориал» пришли люди в масках.

Когда начался обыск, в офисе в центре Петербурга на улице Рубинштейна находились четверо сотрудников. Им было запрещено пользоваться мобильными телефонами, а первые посетители были грубо выгнаны, после чего дверь в офис была заперта. В офис никого не пускали, в том числе вызванный кем-то из «Мемориала» наряд милиции.

По словам сотрудницы и соучредителя питерского «Мемориала» Татьяны Косиновой, в какой-то момент сотрудникам удалось открыть дверь черного хода, и она попыталась зайти в офис вместе с телевизионщиками, но люди в масках быстро вытолкали их за дверь.

Перед окруженным на время ремонта строительными лесами зданием, где находится офис, были припаркованы два автомобиля — милицейский микроавтобус и легковая машина Следственного комитета. Обыск длился примерно до 17:45.

Через некоторое время после начала обыска сотрудникам «Мемориала» было представлено постановление о производстве обыска, и выяснилось, что обыск ведет Следственный комитет при прокуратуре. По словам Косиновой, обыск проходил очень детально, в направлении от дверей офиса, следователи изъяли все жесткие диски компьютеров.

На изъятых дисках находилась компъютерная база данных с тремя миллионами расстрелянных и репрессированных, которая собиралась в течение 20 лет. Также изъято пока не опубликованное обновление для сайта «Меморила» — «Виртуальный музей Гулага», на создание которого ушло четыре года. Это более 100 мест заключения, не только в России — в Литве, Латвии,Польше, Украине и Казахстане. Изъят реестр «Некрополь Гулага», в котором содержатся данные 500 мест расстрелов.

В постановлении, подписанном старшим следователем следственного отдела по Центральному району Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ М.Калгановым, говорится, что обыск проводится в рамках расследования уголовного дела, возбужденного против газеты «Новый Петербург».

Дело против газеты, на страницах которой публиковались самые разные авторы, в том числе, крайне правые, было возбуждено по факту публикации статьи в июне 2007 года по ч.1 ст.282 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды). Дата возбуждения дела — 9 сентября 2008. Ещё ранее уголовное дело по другим фактам было возбуждено в отношении редактора газеты Николая Андрущенко. В настоящее время газета не выходит.

Примечательно, что именно следователь Михаил Калганов вел дело лидера петербургского «Яблока» Максима Резника, которого обвиняли в нападении на милиционеров, и добивался заключения того под стражу.

—Я только что говорил с Алевтиной Агеевой [генеральный директор «Нового Петербурга», которая в настоящее время продолжает издание газеты под названием «Минуты века»], и она заявила, что газета никогда не имела никаких отношений с «Мемориалом», ни дружественных, ни враждебных, — никаких, — сообщил корреспонденту «Беллоны .Ру» правозащитник Юрий Вдовин, пришедший вместе с другими людьми, которым небезразлична судьба «Мемориала», к офису организации.

В постановлении высказано предположение, что в офисе «Мемориала» могут находиться материалы, «свидетельствующие о том, из каких источников и кем финансировалась газета».

Такое предположение вызвало крайнее удивление лидера питерских нацболов, координатора «Другой России» Андрея Дмитриева, который знаком с некоторыми из авторов газеты и узнал об обвинениях в отношении «Мемориала» от корреспондента «Беллоны .Ру».

—Это бред, очень странно, «Мемориал» никогда не имел отношения к «Новому Петербургу», — сказала по телефону Ольга Курносова, лидер петербургского ОГФ, находящаяся сейчас в Астрахани. В отношении самой Курносовой недавно при странных обстоятельствах было возбуждено уголовное дело по обвинению в покупке черной икры во время её поездки в этот город, и в Астрахань она приехала в очередной раз для объяснений следователю.

—Мое личное предположение — мы могли вызвать недовольство тем, что в нашем офисе демонстрировался фильм режиссера Некрасова об убийстве Александра Литвиненко. С другой стороны, ОГФ раздает этот фильм на кассетах, его можно посмотреть в интернете… Я могу только предположить, что этот обыск по столь странному поводу — акция устрашения, — говорит Татьяна Косинова.

По словам представителей «Мемориала», в настоящее время они готовят жалобы, которые будут отправлены сегодня прокурору Санкт-Петербурга.

—Во время обыска, в офис не пускали меня, соучредителя, не пускали адвоката, не пускали участкового. Постановление на обыск подписано самим следователем, в постановлении указано не наше юридическое лицо. В протоколе обыска нет описаний компьютерных жестких дисков, которые были изъяты, — перечисляет предполагаемые основания жалоб Косинова.

«Мемориал» — это движение, основной задачей которого изначально было сохранение памяти о политических репрессиях в недавнем прошлом России. В 1988-90 годах официальной регистрации «Мемориала», — на что очень боялись пойти советские органы власти, — демократическая общественность требовала наряду с отменой 6 статьи Конституции СССР об однопартийной системе в стране. В настоящее время, помимо исторической работы, публикации документов о репрессиях, многие организации «Мемориала» занимаются правозащитной деятельностью.