Четвертый энергоблок Ленинградской АЭС остановят на ремонт и готовят к продлению срока эксплуатации

ingressimage_303.070411.jpg Photo: laes.ru

При проведении ремонта возможны серьезные аварии, а внесение в конструкцию реактора изменений, не одобренных государственной экологической экспертизой, может  повысить риски эксплуатации морально и физически устаревших реакторов РБМК-1000.

Что хотят делать на Четвертом блоке?

По сообщению агентства "Интерфакс Северо-Запад", председатель совета директоров холдинга "Титан-2", гендиректор концерна "Титан-2" (генподрядчик ремонтных работ на 4 энергоблоке Ленинградской АЭС) Вадим Рябов на пресс-конференции 20 ноября сообщил, что ЛАЭС планирует остановить четвертый энергоблок  для проведения капитального ремонта с целью продления срока эксплуатации в мае 2009 года.

"Планируемый срок остановки Четвертого энергоблока – май 2009 года, контракт должен быть завершен в 2010 году", – сказал он. Таким образом, энергоблок будет остановлен более чем на полгода. О стоимости работ по ремонту и подготовке блока к продлению срока эксплуатации не сообщается.

По словам Рябова, в рамках работ по продлению срока эксплуатации предполагается, в частности, установить системы автоматической остановки реактора и автоматического охлаждения, а также внедрить современные системы управления, позволяющие в безопасном режиме эксплуатировать энергоблок №4 в течение 15 лет.
 
Можно ли безопасно эксплуатировать реакторы Чернобыльского типа?

Возможность безопасной эксплуатации морально и физически устаревших реакторов Чернобыльского типа РБМК-1000 вызывает сомнения у экспертов и представителей экологических организаций.

Тем не менее, аналогичные реакторы на первом и втором энергоблоках ЛАЭС уже эксплуатируются сверх проектного срока, получив лицензию Ростехнадзора без проведения государственной экологической экспертизы.

bodytextimage_laes3.jpg Photo: Rosenergoatom

Это не первый случай, когда из-за ремонта происходят аварии. 28 мая 2000 года реактор Первого энергоблока ЛАЭС был заглушен из-за попадания в технологический канал куска резины, который был забыт во время ремонта запорно-регулирующего клапана. В августе 2002 года во время капитального ремонта на реактор Третьего энергоблока были установлены дефектные шариковые дроссельные расходомеры в количестве 241 штука. При подъеме мощности реактора после ремонта испорченные расходомеры стали выходить из строя, что привело к потере контроля над расходом воды. К счастью реактор был вовремя остановлен и аварии с серьезными последствиями удалось избежать.

Собственно и сам процесс останова реактора небезопасен. Не надо забывать, что самая страшная радиационная катастрофа произошла на Чернобыльской АЭС именно в момент остановки реактора четвертого энергоблока на плановый ремонт. На ненадежных реакторах РБМК-1000 переходные процессы при снижении мощности и останове реактора могут привести к потере управляемости реактором и серьезным авариям.

Всего на ЛАЭС в 2007 году произошло 4 нарушения в работе, в 2006 – 7. «Наибольшее количество нарушений в работе АЭС в 2007 году вызвано такими коренными причинами, как недостатки управления, недостатки в организации эксплуатации, а также недостатки конструирования», – констатирует Ростехнадзор. Как можно даже в результате длительного ремонта устранить эти кроенные причины – не ясно. Зачем нужен дорогостоящий ремонт стареющего энергоблока – не понятно. Может, лучше все же заняться подготовкой станции к выводу из эксплуатации?

Для справки

Четвертый энергоблок ЛАЭС был введен в эксплуатацию в феврале 1981 года, проектный срок работы закончится в феврале 2011 года. Всего на ЛАЭС в эксплуатации находятся четыре реактора РБМК-1000. Реакторы №1 и №2 уже получили лицензии на эксплуатацию сверх проектного срока. Без проведения Государственной экологической экспертизы.

Тепловая мощность реактора – 3200 МВт, электрическая – 1000 МВт, КПД – 31%. Реактор представляет собой графитовую кладку в форме цилиндра диаметром 11,8 метра и высотой 7 метров. Через кладку проходят около 1700 вертикальных каналов, в которых располагаются тепловыделяющие сборки и через которые прокачивается вода. Корпус реактора отсутствует, перегрузку топлива модно выполнять на работающем реакторе.

Основная проблема безопасности реакторов такого типа – положительный коэффициент реактивности температуре и по плотности теплоносителя (по пару). Этот недостаток невозможно устранить при проведении капитальных ремонтов, а значит, опасность повторения Чернобыльской катастрофы рядом с Санкт-Петербургом вполне реальна.

Андрей Ожаровский

idc.moscow@gmail.com