News

ЕC разрабатывает стратегию для Балтийского региона — экологи вносят предложения

Опубликовано: 04/10/2008

Автор: Галина Рагузина

30 сентября в Стокгольме состоялась международная конференция, на которой было положено начало обсуждению «Стратегии Европейского союза для региона Балтийского моря», приоритетным направлением которой станет решение экологических проблем Балтики. Экологические организации могут, по примеру Коалиции «Чистая Балтика», внести свой вклад в разработку этого документа, который определит политику и деятельность ЕС в Балтийском регионе.

Целью документа станет координация действий различных сторон – стран региона, Евросоюза, финансовых институтов, неправительственных организаций, местных властей, — направленных на достижение четырех основных задач, первая из которых — улучшение экологического состояния Балтийского региона и самого моря, с особым вниманием к охране биоразнообразия и предотвращению экологических рисков.

«Балтийское море под угрозой. При отсутствии действий, это великое море рискует стремительно превратиться в зону экологического бедствия», — отметила на открытии конференции европейский комиссар по региональной политике Данута Хюбнер.

Среди наиболее острых экологических проблем отмечаются эвтрофикация, избыточное рыболовство, распространение чужеродных видов и загрязнение опасными веществами. «Кроме того, ядерные вопросы вызывают особые проблемы в области управления отходами и предотвращения рисков», — подчеркивается в документах конференции.

«Эти проблемы напрямую связаны с нашим образом жизни, — отметил в своей приветственной речи на конференции премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельдт. — То, как мы производим и потребляем, приводит к истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, климатическим изменениям. Нам нужно срочно менять наши привычные способы производства и потребления».

Комплексный документ в развитии
Задачами Стратегии являются также: поддержка сбалансированного экономического процветания региона (поддержка малого и среднего бизнеса, обеспечение применения законодательства ЕС); повышение доступности и привлекательности региона как для его жителей, так и для квалифицированной рабочей силы и туристов (улучшение транспортного сообщения и повышение энергетической безопасности); повышение безопасности региона.

В декабре, после завершения периода консультаций со всеми заинтересованными сторонами, Генеральный директорат по региональной политике Европейской комиссии опубликует предварительный вариант Стратегии. Представление окончательной версии Стратегии Европейскому совету планируется на июль 2009 года. Одновременно будет выработан план действий, определяющий ключевых участников, финансовые инструменты реализации и сроки исполнения. Принятие Стратегии странами членами ЕС станет одним из приоритетов во время председательства в ЕС Швеции во второй половине 2009 года.

Мероприятия, связанные с обсуждением Стратегии, состоятся 13 ноября в Гданьске (круглый стол по экологическим аспектам), 1-2 декабря в Гданьске, 9 декабря в Хельсинки и 5-6 февраля в Ростоке, сообщает пресс-релиз директората.

После расширения ЕС в 2004 году восемь из девяти расположенных вокруг Балтийского моря вошли в Евросоюз, в результате сейчас в регионе проживает 23% населения ЕС, а Балтика превратилась почти что во внутреннее море ЕС. Евросоюз уже осуществляет и финансирует в Балтийском регионе ряд программ, требующих координации и урегулирования. Ожидается, что документ станет практическим инструментом сотрудничества с Россией, единственной страной на Балтике, не являющейся членом ЕС.

Экологи возлагают надежды на ЕС
В конференции принимали участие представители секретариата Коалиции «Чистая Балтика», объединяющей 27 экологических общественных организаций стран, граничащих с Балтийским морем. Коалиция представила в директорат по региональному развитию Еврокомиссии свои комментарии к «Стратегии ЕС по Балтийскому морю», касающиеся ее первой цели — обеспечения экологической устойчивости региона и моря.

«Задачей «Стратегии Евросоюза для Балтийского моря» должно стать решение экологических проблем, которые другим межправительственным инициативам, в частности ХЕЛКОМ, за 30 лет усилий пока решить не удалось», — отмечается в записке Коалиции.

По мнению экологов, до сих пор роль ЕС как участника Хельсинской комиссии сводилась к контролю над тем, чтобы действия стран региона Балтийского моря не вступали в противоречие с существующими или планируемыми директивами ЕС. Необходимо использовать полностью возможности и полномочия ЕС для обеспечения «хорошего экологического статуса» Балтийского моря.

В частности, принятый ХЕЛКОМ План действий Балтийского моря должен быть одобрен премьер-министрами всех стран членов ЕС региона Балтийского моря, а страны члены ЕС должны взять на себя юридически закрепленные обязательства и предоставить экономические ресурсы для его реализации.

bodytextimage_baltic-sunrise.jpg Photo: Galina Raguzina

Предложения по охране среды
В записке Коалиции содержатся также рекомендации и предложения по решению проблемы эвтрофикации Балтийского моря, то есть избыточного содержания в нем таких питательных веществ, как азот и фосфор, и недостаточного содержания кислорода, что при отсутствии необходимых мер может привести к коллапсу всей экосистемы.

Предлагаемые меры касаются главных виновников загрязнения — сельского хозяйства и животноводства. Среди них: выявление и оценка директив и финансовых программ ЕС, оказывающих поддержку «грязным» способам ведения сельского хозяйства; создание системы сельскохозяйственных субсидий в регионе Балтийского моря, поощряющих усилия по сокращению сбросов азота и фосфора; создание программы эффективного контроля и сокращения сбросов от животноводства; введение налога на использование минеральных удобрений. Большое внимание, по мнению экологов, должно быть уделено поддержке органического сельского хозяйства.

Другие рекомендации Коалиции касаются таких аспектов, как рыболовство, состояние прибрежных зон, а также сотрудничества ЕС, включая финансируемую им деятельность, с Беларусью и Украиной, территории которых частично принадлежат водозаборному бассейну Балтийского моря, и Россией.

Сотрудничество с Россией – охрана среды и международная ОВОС
«Северо-запад России и Калининградская область являются важными частями региона Балтийского моря, где должно развиваться сотрудничество между ЕС и Россией, способное внести свой вклад в оздоровление экологической обстановки на Балтике. Сотрудничество должно развиваться в таких сферах, как охрана биоразнообразия и природы и оценка воздействия на окружающую среду», — отмечается в записке.

Рекомендации Коалиции в сфере охраны среды Балтийского моря включают развитие соседских программ ЕС-Россия с целью сокращения загрязнения моря питательными веществами в результате сбросов жилищно-коммунального сектора и сельскохозяйственного секторов на российской территории бассейна Балтийского моря, а также развитие программ в поддержку деятельности, направленной на защиту дикого балтийского лосося, обитающего в реках, впадающих в российскую часть Финского залива (особенно в реке Луга).

В сфере оценки воздействия на окружающую среду Коалиция призывает к совместной инициации ЕС и Россией оценки рисков для окружающей среды Балтийского моря от участившихся транспортировок опасных веществ (в том числе радиоактивных материалов) в российские порты в Финском заливе и возможных способов сокращения этих рисков.

Аналогичной процедуре, по мнению экологов, должно подвергнуться временное хранилище отработавшего ядерного топлива на территории Ленинградской АЭС в Сосновом бору, где содержатся и создают угрозу для окружающей среды Балтики и ее жителей 4000 тонн ОЯТ, включая 20 тонн высокотоксичного плутония.

Подобные инициативы регламентируются международной «Конвенцией ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»(Конвенция Эспо), которая предписывает и устанавливает процедуру обязательной международной оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проектов, опасных для окружающей среды и способных оказать трансграничное воздействие. На российской Балтике сейчас реализуется или планируется целый ряд таких проектов. Однако чтобы со стороны России участие в подобных процедурах не являлось декорацией, ей необходимо ратифицировать конвенцию, что может иметь положительные последствия для природоохранного законодательства России.