News

Сегодня были остановлены реакторы атомного ледокола «Арктика»

томный ледокол
Arctica icebreaker
murmansk.aspol.ru

Опубликовано: 03/10/2008

Автор: Анна Киреева

Сегодня утром был остановлен реактор второго из девяти существующих российских атомных ледоколов – ледокола «Арктика». На этом активная эксплуатация атомохода завершена. В ближайшие годы на базе судна будут проводиться исследовательские работы.

С введением в строй атомного ледокола «Арктика» в Советском Союзе началось широкое применение атомного ледокольного флота. Атомоход «Арктика» (с 1982—1986 — «Леонид Брежнев»), головной корабль серии проекта 10520, был заложен 3 июля 1971 года на стапелях Балтийского завода. Судно было введено в эксплуатацию в 1975 году, а выведено —  в 2008 году.

Всего было построено пять ледоколов типа «Арктика»: «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал».

«Арктика», настоящим «звездным часом» которой стало покорение Северного полюса, считается гордостью атомного ледокольного флота России. На его счету, помимо похода на Северный Полюс, еще несколько достижений.

Так, в 2000 году, атомоход «Арктика» установил рекорд – ровно год он проработал без заходов в порты. В 2005 году достижением стало преодоление атомоходом миллиона морских миль. В июне 2008 года, накануне выхода в свой последний рейс, атомоход «Арктика» установил новый своеобразный рекорд: его реакторы выработали больше 175 тысяч часов своего эксплуатационного ресурса, хотя он составлял 100 тысяч часов.

Атомный ледокольный флот
Сегодня ледокольный флот России переживает не лучшие времена. Работы для атомных ледоколов все меньше, суда стареют и требуют продления ресурса или вывода из эксплуатации, да и работа на таких судах стала не престижной.

В настоящий момент российский атомный флот состоит из девяти атомоходов. Уже два судна «Ленин» и «Арктика» выведены из эксплуатации. Еще у двух судов с атомными энергетическими установками – «50 лет победы» и «Ямал», не выработан рабочий ресурс.

Остальные ледоколы свой ресурс уже выработали, но их срок эксплуатации был продлен. Тем не менее, неминуемо приближается время утилизации большей части атомного ледокольного флота, средств на это нет.

Напомним, что в соответствии с законом «Об использовании атомной энергии», во время эксплуатации атомных ледоколов должен был быть создан специальный фонд, который в дальнейшем мог покрыть утилизацию судов. Такого фонда для ледоколов не существует.

Будущее «Арктики»
По словам главного инженера ФГУП «Атомфлот» Мустафы Кашки, в ближайшем будущем предприятие подготовит проект конвертизации и концепцию утилизации атомного ледокола. Основная задача разработки этих документов – включение работ по утилизации «Арктики» в Федеральную целевую программу «Ядерная и радиационная безопасность России на 2008-2012 гг.»

А пока судно будет находиться у причалов ФГУП «Атомфлот» для исследовательских работ. На базе этого атомного ледокола будет изучаться возможность продления ресурса других ледоколов.

«Срок эксплуатации «Арктики» превышен на 8 лет, — пояснили в пресс-службе ФГУП «Атомфлот» в интервью «Беллоне.Ру». — На «Арктике» учеными впервые была доказана возможность продления ресурса ядерных энергетических установок до 150 тысяч часов, что взято на вооружение при реализации программы продления сроков эксплуатации других атомных ледоколов».

По мнению координатора проектов по ядерной и радиационной безопасности Андрея Пономаренко, «Арктику» может постичь судьба ледокола «Сибирь».

«На примере ледокола «Сибирь» видно, что нельзя долгое время выдерживать судно в отстое, платить экипажу по минимуму и экономить на ремонтах. Иначе это приведет к старению оборудования, снижению эксплуатационных качеств из-за отсутствия профилактических работ, а также воровству цветных металлов, которых очень много на ледоколе», — отмечает эксперт, который работал на ледоколе «Сибирь» на протяжении двух лет, и видел ситуацию «изнутри».

«Скорее всего, сегодняшний владелец атомного флота госкорпорация «Росатом» не заинтересована в скорейшей утилизации «наполовину радиоактивной груды железа», а именно отслуживших свой срок ледоколов», — считает Пономаренко.

По его словам, у Росатома есть более важные объекты – плавтехбазы «Лепсе» и «Лотта» (плавучие хранилища отработавшего ядерного топлива ледоколов) требующие утилизации, тем более что для них предусмотрено финансирование в рамках федеральной целевой программы «Ядерная и радиационная безопасность России на 2008-2012 гг.». Утилизация старых атомных ледоколов, судя по целевой программе, в список приоритетов не входит.