News

Новая попытка достроить «чернобыльский» энергоблок под Курском

Kursk NPP
http://www.hydroproject.com

Опубликовано: 29/09/2008

Автор: Владимир Сливяк

"Экозащита!" призывает частных инвесторов отказаться от участия в проекте достройки старого и опасного реактора.

Как сообщили в пятницу российские СМИ, Росатом заявил о поиске частных инвесторов для достройки 5-го блока (типа РБМК-1000) на Курской АЭС. Строительство этого реактора началось еще 22 года, в настоящий момент он завершен приблизительно на 65-70%. По независимым оценкам, с 1986 года, когда началось строительство, на возведение пятого блока Курской АЭС было потрачено около 4 млрд. долл. Сегодня Росатом заявляет, что ему нужно еще свыше миллиарда долларов, чтобы достроить 5-й блок КАЭС.

Согласно опросу общественного мнения, проведенному РОМИР в декабре 2007 года, около 67% населения Курской области относятся к достройке пятого блока на Курской АЭС негативно. Тем не менее, Сергей Кириенко уже давно забыл свои слова о необходимости общественной поддержки новых АЭС в России. А ведь клялся, что без одобрения населения станции строить вообще не будут. Как Ельцин когда-то ложился на рельсы…

В пятницу "Экозащита!" обратилась к частным инвесторам с призывом учесть общественное мнение, чрезвычайную опасность реакторов РБМК-1000 и отказаться от участия к проекте достройки пятого энергоблока на Курской АЭС. В такие проекты можно привлечь только тех инвесторов, капиталы которых напрямую связаны с государством, так как им можно "подсказать" куда необходимо инвестировать в соответствие с государственными интересами. Настоящий частный инвестор вряд ли пойдет на такое рискованный шаг, как участие в возведении АЭС — в России есть множество более эффективных и быстрых способов приумножения капиталов. В среднем, период возврата инвестиций в атомную энергетику составляет около 20 лет, если конечно государство не возвращает эти деньги по какой-то причине быстрее. Росатом сейчас говорит о сроке окупаемости в 12-15 лет. И это в случае с построенной уже на две трети станцией, субсидируемой государством!

Российские деловые издания называют в числе возможных частных инвесторов Русал, Базовый элемент Дерипаски и Ренову Вексельберга. Однако перечисление это скорее всего появилось на основе заявлений о сотрудничестве этих компаний с Росатомом в прошлом. В реальности, похоже, никто из журналистов просто не знает, с какими инвесторами говорит госкорпорация. Впрочем, события прошлых лет приучили нас к тому, что заявления Росатома нередко выдают желаемое за действительное.

Что хочет достраивать Росатом…

В настоящий момент на Курской АЭС работают 4 реактора, аналогичных тому, который взорвался на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Не смотря на то, что реакторы РБМК-1000 имеют ряд неустранимых недостатков, которые могут привести к серьезной ядерной аварии, Росатом не предпринимает ничего для вывода таких энергоблоков из эксплуатации. Вместе с этим, даже на Украине РБМК уже остановлены, а в Литве первый блок Игналинской АЭС выведен из эксплуатации в 2004 году, второй готовится к выводу в 2009 году. Причиной вывода из эксплуатации является наличие у этих энергоблоков неустранимых недостатков в области безопасности. Росатом утверждает, реакторы "чернобыльского" типа были
модернизированы и их уровень безопасности вырос. Однако, на самом деле авария с разрушением активной зоны на таком реакторе возможна также, как и в 1986 году. Частые неполадки на российских РБМК постоянно напоминают о том, что эти реакторы крайне несовершенны. Иначе, отчего Росатом строит сейчас только блоки ВВЭР?

В РБМК содержится большее количество графита (около 1700 тонн). Горение графита может серьезным образом обострить аварийную ситуацию, так как при высоких температурах графит вступает в активную реакцию с водой, вырабатывая взрывоопасный водород. К конструктивным недостаткам РБМК можно также отнести: положительный коэффициент реактивности и эффект обезвоживания активной зоны; недостаточное быстродействие аварийной защиты в условиях допустимого снижения реактивности; недостаточное число автоматических технических средств, способных привести реакторную установку в безопасное состояние при нарушениях требований эксплуатационного регламента; незащищенность техническими средствами устройств ввода и вывода из работы части аварийных защит реактора; отсутствие защитной оболочки. Несмотря на то, что за последние 15 лет многие работающие реакторы типа РБМК были модернизированы, эксперты по-прежнему сомневаются в том, что авария с разрушением активной зоны на модернизированных блоках невозможна.