News

Атомные ледоколы переданы государственной корпорации «Росатом»

Renseanlegget bygges i bygningen til vestre ved Atomflot nord for Murmansk.
Foto: Aleksandr Raube

Опубликовано: 28/08/2008

Автор: Анна Киреева

27 августа в Мурманске состоялось подписание акта о завершении передачи атомных ледоколов и судов атомного технологического обслуживания из доверительного управления ОАО «Мурманское морское пароходство» в хозяйственное ведение ФГУП «Атомфлот», входящее в систему госкорпорации «Росатом». Требующие решения проблемы — стареющий ледокольный флот, заполненное хранилище отходов, необходимость утилизации плавтехбаз.

Мурманское морское пароходство  — один из крупнейших российских судовых перевозчиков   — управляло атомным ледокольным флотом с 1959 года, когда появился первый атомный ледокол «Ленин». Обслуживались ледоколы на базе ФГУП «Атомфлот».

Теперь же ФГУП «Атомфлот» стал управляющей компанией ледокольного флота и вошел в структуру «Росатома».

По мнению председателя правления Экологического правозащитного центра «Беллона» Александра Никитина, получая атомные ледоколы, «Росатом» рассчитывает получить солидные бюджетные средства на восстановление, эксплуатацию и даже может быть на развитие «Атомфлота».

«Атомщики повсюду ищут деньги для реализации своих мега-планов по строительству атомных станций, в том числе и плавучих. "Росатом" ищет заказчиков для своих предприятий, что получается не очень успешно. Он надеется на то, что основным заказчиком будет государство, которое из бюджета будет давать деньги налогоплательщиков», — считает Никитин.

Эксперт уверен, что «Росатом» обрел еще одну возможность получения бюджетных денег для своих целей.

«Следует ожидать активности "Росатома" в строительстве новых атомных ледоколов и других кораблей, новых предложений "Росатома" по его участию в освоении Арктического  шельфа, а это новые ядерные угрозы для арктических морей. Никто в мире не строит атомных гражданских кораблей не потому, что не могут, а потому что это не целесообразно. Об этом говорит как мировой, так и советский опыт», — отметил Никитин.

Владелец новый, проблемы – старые

«Одна из ключевых проблем, которую мы пытаемся сейчас решить при объединении с ледокольным флотом, — рассказал российской прессе заместитель директора по спецпроизводству и развитию ФГУП «Атомфлот» Андрей Абрамов, — это проблема отложенных решений, то есть ситуация, возникшая в связи с накоплением большого объема радиоактивных отходов и старением основных фондов как нашего предприятия, так и ледокольного флота».

С 1997 года длительное хранение на базе флота радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива не субсидировалось государством, в результате хранилище твердых радиоактивных отходов, построенное в 1986 году, сейчас переполнено.

Стареющий атомный ледокольный флот
В передаче ледоколов Абрамов видит способ решить ряд проблем: предприятию придется работать с выводом из эксплуатации судов обслуживания. В ближайшее время — это плавтехбаза «Лепсе», плавучее хранилище отработавшего ядерного топлива ледоколов, которая будет выводиться с привлечением международной финансовой помощи. Утилизации ожидает и плавтехбаза «Володарский», также содержащая большое количество радиоактивных отходов.

Близится и постепенный вывод ледоколов, к которому нужно готовиться. «Наше предприятие создавалось именно для обслуживания атомного ледокольного флота, в том числе и для участия в процессах вывода из эксплуатации, у нас есть опыт и специалисты соответствующей квалификации. Поэтому в объединении усилий мы видим более эффективное решение данного вопроса», — подчеркнул Абрамов.

По мнению координатора проектов по ядерной и радиационной безопасности «Беллоны-Мурманск» Андрея Пономаренко, «Росатом», получая атомные ледоколы, приобретает стареющий объект.

«Россия возлагает большие надежды на разработку Арктических запасов, при которой будут активно использоваться атомные ледоколы», — рассказал он «Беллоне.ру».

Специалист, однако, подчеркнул, что ледокольный флот на самом деле настолько стар, что в скором времени потребует утилизации.

По его словам, у большинства действующих ледоколов уже был продлен ресурс атомных паропроизводящих установок, но его нельзя продлевать бесконечно.

Только у двух из девяти судов с атомными энергетическими установками – «50 лет победы» и «Ямал», построенных в 2007 и 1993 годах соответственно, не выработан ресурс.

Ледоколу Арктика, построенному в 1975 году, продлили ресурс на 175 000 часов, предположительно он сможет быть в строю до конца 2008 года.

Продленный ресурс ледоколов «Россия» (1985) и «Таймыр» (1989) позволит им работать до 2018 года, «Вайгачу» — до 2020 года. Продления до 2020 года ожидает и «Советский Союз».

Атомный ледокол «Ленин» был выеден из эксплуатации в 1989 году, сейчас его переобразовывают в музей. «Сибирь», построенная в 1977 году, была законсервирована в 1993 году.

Атомный лихтеровоз «Севморпуть» — транспортное судно ледового класса — был введенный в эксплуатацию в 1988 году. В 2007 судно было временно выведено из эксплуатации. Ожидается, что его ресурс будет продлен, и лихтеровоз будет превращен в буровое судно.

Без ответа пока остается вопрос на какие средства будут утилизироваться атомные суда, поскольку специального фонда для этого не существует, хотя закон «Об использовании атомной энергии» возлагает на эксплуатирующую организацию обязанность по накоплению такого фонда.

Зачем «Росатому» ледоколы?
По-видимому, передавая атомные ледоколы «Росатому», государство надеется выиграть за счет того, что все объекты использования ядерной энергии будут сосредоточены в одних руках.

Предполагается, что таким образом администрация предприятия будет иметь тесные связи с другими структурами «Росатома», познакомится с его технологиями по обращению с отработанным топливом и ядерными отходами.

«Я уверен, что при возможной неразберихе, которая обычно случается при реорганизации предприятия, не будет допущено ни одного шага по снижению достигнутого уровня ядерной и радиационной безопасности судов и физической защите ядерных материалов и радиоактивных отходов», — говорит председатель правления «Беллоны-Мурманск» Андрей Золотков.

«Мое мнение таково, что в любом случае – это укрупнение, которое на пользу не идет. "Росатом" все растет, его бюджет все увеличивается, а с этим вместе растет и  неразбериха в госкорпорации,» — говорит сопредседатель группы «Экозащита» Владимир Сливяк.  

«Перед "Росатомом" стоят практически невыполнимые задачи: найти способ изоляции радиоактивных отходов на всё время, пока они опасны, утилизировать АЭС и другие объекты, срок эксплуатации которых закончился. Пусть сделают это, а уже потом выдвигают инициативы по новым проектам», — добавляет эколог. Как отметил эколог, в перспективе значение ледокольного флота будет снижаться, так как глобальное потепление уже сейчас привело к тому, что значительная часть Северного морского пути, ранее покрытая льдами, оказалась открытой.

«Однозначно будет увеличен масштаб пропагандистской работы для создания видимости общественного участия. На самом же деле реальные оппоненты будут игнорироваться, а видимый диалог вестись с лояльными или специально созданными организациями. Открытости и дискуссии, а соответственно и реальной безопасности будет всё меньше», — полагает председатель организации «Природа и молодежь» Виталий Серветник.

Социальный аспект
В июне 2008 года, во время визита главы Росатома Сергея Кириенко в Мурманск, основной темой для обсуждения при передаче ледокольного флота стала социальная сфера.

Не секрет, что существует большая проблема с кадрами. Средний возраст работников на судах с ядерными энергетическими установками перевалил за 50 лет, молодежь не заинтересована в работе на ледоколах – маленькая зарплата и большая ответственность. Сейчас заработная плата работников атомных судов существенно ниже, чем у сотрудников атомных станций.

Глава госкорпорации заверил, что новый оператор сделает все возможное, чтобы сохранить всех профессионалов на своих рабочих местах. По его словам, в этом году «Атомфлоту» будет выделено 400 миллионов рублей из государственного бюджета, столько же для него резервируется.

Уже сейчас оклады сотрудников повышены вдвое, осенью ожидается очередное повышение.