Через творчество к экологии и наоборот — фестиваль по Балтике плывет

frontpageingressimage_movingbalticsea2008-07-22-1..jpg

Фестивальный тур на паруснике — центральное событие двухлетнего проекта, инициированного некоммерческим культурным объединением из Берлина Moviemiento, — стартовал в Ростоке, чтобы, пройдя через Гданьск, Калининград, Ригу и Нарву- Йыэсуу, завершиться 21-24 августа в Санкт-Петербурге.

Основная цель проекта — поиск свежих, вдохновляющих способов привлечения молодых жителей Балтийского региона к экологической активности через проведение мероприятий в области культуры и искусства.

«Это очень долгое путешествие, — говорят организаторы фестиваля, — с самого начала которого нами руководит ряд вопросов. Ищутся ли решения экологических проблем, затрагивающих весь Балтийский регион? Что делается в отношении серьезного ущерба, нанесенного морским экосистемам интенсивным рыболовством и судоходством, токсичным загрязнением, добычей нефти и газа, климатическими изменениями, – и насколько люди осведомлены о последствиях? Что можно сделать для формирования чувства общей ответственности без пренебрежения культурными и социальными различиями?»

Жителей городов, где на несколько дней бросает якорь Lovis, ждет фестивальная программа, подготовленная совместно с местными координаторами проекта, которыми в Калининграде, в частности, стали Музей Мирового океана и общественная экологическая организация «Экозащита». На территории музея состоялись кинопоказы и перформансы, конкурс граффити и концерт, мастер-класс по изготовлению бумаги из макулатуры и дискуссии по экологическим проблемам Балтики.

В Петербурге в рамках фестиваля состоится семинар по волонтерскому движению, в котором примут участие представители мурманской организации "Природа и молодежь" и петербургского офиса "Беллоны".

Поскольку организаторы фестиваля занимаются прежде всего кино, этому виду искусства уделено особое внимание. Когда на Балтику опускается ночь, наступает время двух главных кинопрограмм фестиваля: «Морские истории» — десять отобранных международным жюри короткометражек и «Оттенки зеленого» — подготовленный командой фестиваля коктейль из видео, фикшн, анимации, документальной хроники и даже исторического немого кино о быте рыбацких семей довоенной Восточной Пруссии!

«Ни у кого на земле нет такого разума, как у человека. Я вот думаю: действительно, за что ему такая оригинальность?» — рассуждает сам с собой рыбак с острова Шикотан, герой документального фильма «Лучшее место», российского фильма участника «Морских историй».

Его автор Елена Солодкова сейчас не только режиссер и калининградский координатор фестиваля, но и член команды парусника Lovis на участке Калининград-Рига. Чтобы соединить точки маршрута, объединить людей, события и впечатления, участники фестиваля ступают на борт судна в родном городе и покидают его на следующей остановке, освобождая каюты своим тамошним партнерам.

Кроме того, во время фестивального тура снимается, монтируется и демонстрируется документальный фильм, а в Интернете членами команды ведется блог — хроники фестиваля для тех, кто остался на берегу.

В праздничной, далекой от пропаганды и призывов атмосфере фестиваля, приплывшего на паруснике, при виде которого в сердцах многих оживают детские мечты, организаторам удается доказать: экологические темы являются вдохновляющим объектом произведений искусства и культурных событий, а разные формы творчества — неоценимое средство повышения осознания экологических проблем обществом.

Например, какой приступ креативности может вызвать определенная экологическая тема — причем всего за 48 часов? На каждой фестивальной остановке организуется кино-конкурс-марафон, участники должны за двое суток написать сценарий, снять и смонтировать короткий фильм на заданную тему, — калининградским начинающим кинематографистам досталась «мусорная».

Дух свободного творчества и нонконформизма проник даже в серьезную дискуссию с участием приглашенных экспертов по проблемам окружающей среды Балтики в Гданске, которая завершилась неожиданным выводом: нам больше нужны образовательные центры для очистки мозгов, чем очистительные сооружения, а ветровые электростанции с экологической точки зрения совершенно необходимы, даже если с чьей-то точки зрения они портят пейзаж.

Галина Рагузина

ragunna@gmail.com