«Севмаш» потратил деньги Росатома

ingressimage_fnpp-3..jpeg Photo: rosatom

В мае Росатом сообщил, что задержка в строительстве первой плавучей АЭС (ПАЭС) составляет пять месяцев. Вместо 2010 года первая плавучая АЭС будет введена в строй в 2011. В сообщении уточнялось, что в настоящий момент работы по паротурбинным генераторам выполнены на 60%, по первой реакторной установке – на 50%, по второй – на 48%, а по корпусу – на 30%. Тогда простой объяснили необходимостью дополнительных технологических наработок.

Во вчерашнем интервью «Беллоне.Ру» пресс-секретарь Росатома Сергей Новиков выдвинул новую версию событий.

«С ПАЭС пока есть вопросы из-за взаимоотношений с подрядчиком, который не очень успевает работать в графике. Главный подрядчик, который строит саму платформу («корыто», как ее называют) — это завод Минобороны, и у них приоритетные военные заказы. Поэтому мы не педалируем пока эту тему»,  — пояснил Новиков.

В пресс-службе самого предприятия «Севмаш» отказались давать комментарии на эту тему, однако неофициальные источники на заводе сообщают, что работа стоит из-за отсутствия средств. Алексей Овчинников, представитель экологической организации «Этас» не исключает, что «Севмаш» мог перераспределить средства на другие проекты. По его мнению, из-за тяжелого финансового положения предприятие уже не раз задерживало выполнение работ и повышало установленную стоимость проектов.

«Если вспомнить историю с «Горшковым», за который «Севмаш» взялся, заведомо зная, что не располагает возможностями для таких работ, — такая ситуация с ПАЭС вполне реальна», — прокомментировал Овчинников в интервью «Беллоне.Ру».

В 2006 году «Севмаш» заключил контракт на модернизацию авианосца «Адмирал Горшков», принадлежащего военно-морским силам Индии. Позднее выяснилось, что расчеты объемов работ были неточными, и «Севмаш» запросил дополнительное финансирование в $1 млрд (первоначальная стоимость проекта составляла $700 млн). При этом сроки выполнения заказа отодвинулись с 2008 на 2012 год.

«Севмаш — это огромный комплекс заводов. Там делают резину, сталь, дуют стекло, он прожирает кучу денег. Они взялись за этот заказ в трудный момент и использовали полученные деньги,  чтобы заткнуть дыры», — считает Овчинников.

В мае вопрос «финансирово-экономического оздоровления» «Севмаша» обсуждался на заседании правительства. По информации газеты «Коммерсант», на программу реорганизации четырех судостроительных заводов страны, в том числе и «Севмаша», может потребоваться 150 млрд рублей из федерального бюджета и Инвестфонда.

Сколько стоит «плавучий Чернобыль»
С 2004 года стоимость «Михаила Ломоносова» почти утроилась: на этапе проектирования станция оценивалась в 5,99 млрд. рублей, в 2006 году – 9,1 млрд. рублей, а на май 2007 года смета составила 11,2 млрд. рублей. Только в 2007 году на строительство ПАЭС обещали выделить 2 млрд. 609 млн. рублей.

Первую плавучую АЭС Росатом планирует оставить в Северодвинске, для обеспечения энергией  самого «Севмаша». В апреле 2007 года «Росеэнергоатом» и «Севмаш» подписали декларацию о намерениях, по которой с 2008 по 2016 годна заводе будет построено еще 6 станций. Согласно планам, начиная с третьей станции заложенной серии, срок изготовления ПАТЭС будет сокращен с четырех до трех лет. Несмотря на оптимизм Росатома, рентабельность плавучих АЭС пока что находится под вопросом.

Атомщики настойчиво предлагают использовать плавучие АЭС в регионах со слабо развитой инфраструктурой, а также при осуществлении проектов, требующих автономного и бесперебойного энергоснабжения. Однако ни Чукотке, ни Камчатке, где предлагается разместить ПАЭС, станция не нужна: дефицита электроэнергии там нет и не предвидится.

Герман Греф, будучи министром экономического развития и торговли, усомнился в экономической целесообразности плавучих АЭС. «Стоимость одного киловатта установленной мощности плавучей атомной станции  — $7200. Это никогда не окупится. Это в семь раз выше, чем в теплогенерации», — сказал Греф в ходе рассмотрения правительством трехлетней инвестпрограммы электроэнергетики РФ в апреле прошлого года.

В январе 2007 года глава «Дирекции строящихся плавучих атомных теплоэлектростанций» Сергей Крысов заявлял, что киловатт установленной мощности будет стоить четыре тысячи долларов за киловатт.

Стоимость киловатта установленной мощности при сооружении современных ветроэлектростанций в Европе составляет менее 1000 долларов.

Еще один возможный покупатель — «Газпром» — надавно опроверг информацию о возможном использовании ПАЭС при разработке месторождений на шельфе. В письме мурманской экологической   организации «Природа и молодежь» начальник управления энергосбережения и экологии «Газпрома» Александр Ишков сообщил, что  «использование плавучих атомных электростанций (ПАТЭС) в условиях дрейфующих ледовых полей и волнениях на море при шторме — не обсуждалось».

По утверждению Росатома, плавучие АЭС вызывают большой интерес в странах Тихоокеанского региона — Индии, Индонезии, Вьетнаме, а также в Мозамбике, Намибиии  и ЮАР.

По мнению эксперта «Беллоны» Игоря Кудрика, идея поставки подобных объектов в такие страны как Индонезия «вообще граничит с сумасшествием, если, конечно, к каждой станции не будет представлена рота солдат для охраны от разного рода террористов-повстанцев».

По мнению экологов, плавучие АЭС — слишком опасный проект, при том, что атомные реакторы будут нарабатывать радиоактивные отходы, обращение с которыми представляет сложнейшую проблему.

Вера Пономарева

vera@ecoperestroika.ru