News

ЗСД: в конкурсе победил единственный участник

Опубликовано: 10/06/2008

Автор: Вера Пономарева

10 июня правительство Санкт-Петербурга подвело итоги конкурса на строительство Западного скоростного диаметра - первой платной автомагистрали в России. В тендере на дорогостоящий амбициозный проект принял участие и победил всего один консорциум. Кроме экологических и социальных рисков, гигантская стройка может обернуться финансовым бременем для налогоплательщиков, предупреждает движение «Сохраним Юнтолово». Экологи требуют сделать проект прозрачным и подотчетным.

Единственный участник конкурса – ООО «Западный скоростной диаметр «Невский меридиан» – был объявлен во время Петербургского экономического форума 6 июня. В консорциум, сформированный российским олигархом Олегом Дерипаской, входят крупные строительные компании Strabag A.G. (Австрия), Bouygues Travaux Publics (Франция), Hochtief PPP Solutions (Германия), Egis Projects (Франция), а также «Базовый элемент» и ОАО «Мостоотряд № 19».

Три других претендента отказались от участия в конкурсе на последнем этапе.

«Мы уверены, что большие риски, заложенные в проекте, послужили одной из причин отказа остальных участников», – заявила координатор общественного движения «Сохраним Юнтолово» Татьяна Скроденис.

В Санкт-Петербурге уже собрано 40 тысяч подписей граждан, которые считают, что ЗСД и связанные с ним проекты нарушают экологические и их имущественные права. Магистраль ставит под угрозу существование Юнтоловоского заказника, расположенного на побережье Финского залива. Серьезным недостатком является непрозрачность проекта, заявляют экологи. Заказчик – ОАО «ЗСД» – до сих пор не предоставил общественности экономическое обоснование и материалы экологической оценки в полном объеме.

По замыслу чиновников, Западный скоростной диаметр станет первой платной дорогой и первой концессией в России. Магистраль с интенсивностью движения в 120 тысяч автомашин в сутки должна пройти прямо по жилым районам города, в 70-100 метрах от домов.

«Безальтернативные тендеры – характерная ситуация для крупных российских проектов, – комментирует активист «Движения гражданских инициатив» Михаил Дружининский. – Так, например, проходит конкурс на проектирование второй сцены Мариинского театра. Мы с самого начала предупреждали, что строительство невозможно из-за подвижных грунтов. Теперь строительство приостановлено, а проект переходит из рук в руки».

Городские власти, однако, не видят никакой проблемы в отсутствии конкуренции. «Это крупнейший в стране концессионный проект, и остальные консорциумы не взяли на себя смелость продолжать эту борьбу», – заявила губернатор Валентина Матвиенко на экономическом форуме в Петербурге.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который рассматривает возможность финансирования ЗСД, также не считает, что тендер прошел неудовлетворительно.

«Мы понимаем, что Западный скоростной диаметр – очень сложный проект и многие другие компании приняли решение не участвовать в нем. Мы также удовлетворены тем, что в конкурсе победили очень известные компании», – сказал в интервью «Беллоне.Ру» директор петербургского офиса ЕБРР Бруно Бальванера.

Бальванера, однако, добавил, что специалисты банка проанализируют условия конкурса и будут следить за тем, не возникнут ли претензии у выбывших участников конкурса.

По его словам, вопрос о тендере, несомненно, будет поднят на заседании совета директоров банка, на котором будет принято окончательное решение о финансировании проекта. Кроме того, в течение 60 дней до заседания общественные организации смогут подать все свои замечания к проекту.

Налогоплательщики возместят Дерипаске убытки

Стоимость ЗСД уже взлетела с 83 до 212 млрд рублей – сумма, сопоставимая с годовым доходом Санкт-Петербурга за 2007 год (278,055 млрд. рублей). 71,27 млрд рублей будет выделено из инвестиционного фонда, 33,59 млрд – из бюджета Санкт-Петербурга, а 107,86 млрд заплатит инвестор.

ЗСД рекламируют как стратегический инвестиционный проект, необходимый для развития города. Чиновники не стремятся афишировать тот факт, что все финансовые риски по строительству и эксплуатации магистрали лягут на городской бюджет. В случае если проект не окупится, убытки инвестору возместят из средств налогоплательщиков.

«Если дорога действительно выгодна, то все финансовые риски должен взять на себя концессионер», – заявила Скроденис.

По подсчетам специалистов Всемирного банка, который выступал консультантом по проекту ЗСД, выплаты Петербурга за концессионные проекты ЗСД, Орловского тоннеля и Надземного экспресса могут составить несколько миллиардов долларов. По утверждению Виллиама Дахса, начальника отдела государственно-частного партнерства Всемирного банка, неопределенный размер этих выплат может составить серьезную проблему при бюджетном планировании.

Экологи предостерегают международный финансовые институты от участия в проекте до тех пор, пока не будет обеспечена его открытость. С декабря 2006 года «Сохраним Юнтолово» ведет переговоры с Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией и Европейским инвестиционным банком.

«Наши основные требования – предоставить полную экологическую информацию о проекте, расчеты трафика и окупаемости, и провести повторные консультации с общественностью», – говорит Татьяна Скроденис.