Кто и что мешает Олимпиаде в Сочи?

featureimage_sochi3.jpg Photo: РБК-ТВ

Под угрозой срыва

Во-первых, тормозится процесс изъятия земли в Сочи под строительство олимпийских объектов, что грозит сорвать весь график подготовки города к Играм. Местные власти обещают в качестве компенсации владельцам изымаемых земельных участков либо деньги, исходя из рыночной стоимости земли в Сочи, либо равноценные земельные участки, либо земельные участки и дополнительно денежную компенсацию в том случае, если стоимость этой земли окажется ниже изъятой. Вместе с тем, сам закон, закрепивший за государством право изымать землю под госнужды, достаточно спорный.

Еще одна угроза срыва сроков строительства олимпийских объектов исходит от российских экологических организаций, протестующих против предлагаемого места строительства санно-бобслейной трассы и горной олимпийской деревни. По мнению экологов, эти объекты, которые будут возводиться в непосредственной близости от уникального заповедника, нанесут ему непоправимый ущерб. Если посетившие недавно Сочи эксперты ЮНЕСКО внемлют их призывам и подготовят доклад, на основании которого может быть сделан вывод, что объекты «Всемирного природного наследия» находятся в России под угрозой, то комиссия МОК может решиться на перенос части олимпийских объектов, что, естественно, еще более отодвинет сроки начала строительства.

Но самое главное и парадоксальное в ситуации с олимпийским проектом, что помимо личного волевого решения по его претворению (сами знаете кого), под него пока вообще не создано и не подведено никакой проектно-нормативной законодательной базы. 

Причин для скепсиса – хоть отбавляй!

Получить столь уникальную возможность привлечь на развитие олимпийского Сочи прорву денег, да кто же будет против? Но с другой стороны, сколько же можно вреда причинить, имея такие ресурсы в руках неконтролируемых чиновников!
«Сомнения в реализации проекта по  проведению зимних Олимпийских игр в Сочи множатся», – утверждает австрийская газета Der Standard, перевод статьи которой приводит Inopressa.  «Неудовлетворительная инфраструктура и проблемы с планированием заставляют сомневаться в способности в срок осуществить все необходимые приготовления уже и специалистов МОК, который после недавно проведенной на Черном море инспекции "должен был бы задуматься над  планом B". Наши несостоявшиеся конкуренты, конечно, заинтересованы в пересмотре решения о выборе Сочи местом проведения Олимпиады, пока еще «можно успеть исправить ошибку – передать право на Олимпиаду 2014 года другой стране». Но определенные основания для такого рода скепсиса действительно есть.

Казалось бы, уже при выборе Сочи местом проведения Олимпиады-2014 нетрудно было спрогнозировать будущие проблемы.
Первая и самая значительная – неконтролируемое сообщество чиновников. Российские чиновники не привыкли считаться с остальными гражданами страны. И там, где нужно демократично, открыто, с участием собственников недвижимости принимать решения о резервировании земель, сносе жилых домов, планах развития территорий, они вдруг начинают "махать топором". Нет никакой, кроме командной, процедуры выбора – выбора за тех,  чью недвижимость, чей уклад жизни чиновники готовы принести в жертву этому международному спортивному празднику. Принятый закон об Олимпиаде не содержит и намека на  цивилизованную, общепринятую в мире процедуру поиска баланса интересов – общества, государства, частных инвесторов и собственников недвижимости.  Совсем не случайно, будучи мэром Сочи, В.Колодяжный на одной из встреч с жителями "имеретинки" обронил такую фразу: "В Китае никто не спрашивает об условиях сноса. Идут туда, куда их переселяют". Сегодня он командует изъятием земельных участков во главе "Олимпстроя".

Главная беда – бюрократия

Вторая проблема – порождение первой – отсутствие в Сочи на протяжении последних 18 лет документов планирования развития и Правил землепользования и застройки. Как известно, одно из ключевых требований МОКа к городам, претендующим на право проведения зимних Олимпийских игр, – наличие Генплана "органично соответствующего олимпийским планам". При этом под генпланом должен пониматься весь комплект документов определяющих и стратегию, и процедуру принятия градостроительных решений.
По российскому законодательству должны последовательно разрабатываться: 1.федеральная схема территориального планирования на территории Сочи. 2.Схема территориального планирования Краснодарского края. 3.Схема планирования Сочи. Затем, лишь после сбора, обработки всех исходных данных и составления техзадания приступают к генеральному плану. И готовится завершающий документ – Правила землепользования и застройки (территориальное зонирование и регламенты каждой из зон). После чего принимается программа исполнения генерального плана.
Что же реально сделано в этом направлении?

5 февраля 2008 г. на заседании Совета по подготовке и проведению Олимпийских игр в Сочи под председателем Президента страны В.Путина  глава Наблюдательного Совета "Олимпстроя" Д. Козак доложил только о намерении в 2008 году "последовательно утвердить 1) схему территориального планирования Российской Федерации на территории  Сочи, которая определит схему размещения федеральных объектов, затем 2) схему территориального планирования Краснодарского края, и, наконец, (почему-то упуская необходимость разработки муниципальной схемы планирования) также 3) "должна быть завершена разработка генерального плана города". Таким образом, мы будем иметь комплексный стратегический план развития города, – бодро рапортовал Президенту министр регионального развития. При этом господин Козак не может не знать – генплан Сочи без схем территориального планирования разрабатывается с июля 2007 года. А зонирование курортного и Олимпийского Сочи "Программой строительства и развития Сочи" вообще не предусматривается.
Одновременно, по словам Д. Козака, "предполагается в 2008 году (без схем планирования размещения объектов, генплана и правил застройки?) начать разработку проектной документации по 95 олимпийским объектам из 216. В 27 объектах будет начато строительство".
Почему-то только сегодня, а не 2-3 года назад, говорится о планировании развития? Но ведь уже год назад приняты все стратегические решения, – и перечень объектов, и места их расположения! В виде обязательств – зафиксированы в "Заявочной книге". Причем, требования Международного олимпийского комитета не позволяют подвергать существенной корректировке Заявочную книгу "Сочи-2014" и разработанный на этой основе мастер-план. Без стратегии развития,  документов планирования и градостроительного зонирования, даже необходимых инженерно-геологических изысканий будущее Сочи и Олимпиады предопределено!
Выходит, что НОК, Администрация Сочи, "Олимпстрой" не собираются всерьез создавать систему управляемого развития Сочи, тем более руководствоваться ею, но при этом надеются сохранить Олимпиаду? А Генплан нужен только для того, чтобы отчитаться о его наличии?

Воз и поныне там

Не случайно партия чиновников "("Единая Россия") открыто записала и проголосовала в Олимпийском законе: "Признать допустимым принятие решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования". Тем самым руководство страны признает не только отсутствие на протяжении двух последних десятилетий генерального плана Сочи – делает его ненужным.

С 1990 года, 18 лет (!) нет у города ни положения о курорте, ни генплана, ни зонирования, ни проектов санитарных, горно-санитарных зон охраны, ни проектов охранных зон памятников культуры…, – никаких документов управляемого градостроительного развития. Так почему не вспомнили об этом, выставляя Сочи в качестве претендента на проведение Олимпиады? Почему не бросили все силы на это главное направление? Личные интересы отдельных чиновников важнее престижа страны?

Но генеральный план Сочи заказали и реально приступили к его подготовке только в июле 2007 года. Заказчик – не муниципальное образование Сочи, как предусмотрено законом, а федеральное предприятие "Объединенная дирекция федеральной целевой программы "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)". Как следствие общей неразберихи, в августе 2007 года – ликвидируют "Дирекцию программы "Развитие г. Сочи. А 29 декабря 2007 Правительство РФ "отменяет" и саму  программу развития Сочи на 2006-2014 годы. Вместо нее 29 декабря 2007 года принимает программу строительства объектов Олимпиады.
В разделе "градостроительство" новая Программа только предусматривает:
       "проведение расширенных инженерных изысканий в г. Сочи для разработки документов территориального планирования с обновлением топографической основы" (начальный этап формирования задания на генплан!);
       "разработку схемы территориального планирования Краснодарского края". Следующий этап – схема территориального планирования Сочи и только затем, генплан Сочи;
        "разработку генерального плана городского округа "Город Сочи".
А где же завершающий этап планирования развития Сочи – градостроительное зонирование, без которого генеральный план во многом так и остается бумажной директивой?

Что хочу – то и ворочу…

Как видим, уже претендуя перед мировым сообществом на территорию проведения зимней Олимпиады, чиновники продолжали только говорить о генплане, на деле бесконечно затягивая его разработку, – не желали ограничивать себя любыми правилами, командуя чужой недвижимостью. И без документов градостроительного планирования подвели себя к необходимости принимать решения в "Заявочную книгу".
Как свидетельствует вице-президент Международного союза архитекторов Ю. Гнедовский: "Заявка "Сочи-2014" была подготовлена вообще без участия российских архитекторов". Заявочной книгой России занималась американская компания "НОК sport, venue and event".
И вот теперь отсутствие генплана (комплекта нормативных документов, предшествующих принятию решений о размещении объектов) называют сегодня одним из главных препятствий на пути к Олимпиаде-2014.
Кто-то (американская компания НОК?) ткнул пальцем и без документов планирования, даже геологической карты, без понимания возможных негативных последствий – приказал разместить основную Олимпийскую деревню именно здесь. Малую ледовую арену для хоккея с шайбой (7 тыс. мест), Ледовый дворец спорта (фигурное катание), Крытый конькобежный центр с ледовой ареной, Ледовую арену для керлинга (3 тыс. мест), Основную Олимпийскую деревню, Пресс-центр (12 тыс. журналистов), Международный телецентр "Имеретинская бухта", Подстанция "Имеретинская" (110 кВ), Адлерская ТЭС, Трехзвездочный туркомплекс на 8000 номеров.
Эта территория на 1.0 -1.5 метра ниже уровня моря, – наносной грунт, под которым вода плещет. Там создали систему дренажных каналов, и насосные станции непрерывно откачивают воду. Твердая основа для свайных фундаментов – на глубине 40-60 метров… Но отступать некуда. " Мы за ценой не постоим", – построим там, где ткнули пальцем?

Где "собака зарыта"

Хаос в организации управления, планировании, в программах развития – тем более требует остановить безумную распродажу последних пригодных для строительства земельных участков в Сочи. С 1 января 2008 года Закон об Олимпиаде в Сочи предоставляет губернатору право резервировать земли для нужд развития Сочи. Но он, вот уже 5-й месяц почему-то не желает этим воспользоваться, усугубляя проблему сноса и предоставления новых, взамен изымаемых земель местным жителям. Да и проект нового генерального плана уже сейчас требует специальной муниципальной программы реализации и тех земель, которые сегодня Администрация города судорожно "распродает" пользуясь ажиотажным спросом – вне конкурса, вне комплексной реконструкции жилых кварталов.
Политика (борьба за власть) несовместима с Олимпийским движением, это верно. Но здесь речь о другом. О неспособности российских чиновников в условиях правовой бесконтрольности достойно подготовить проведение Олимпиады. О невозможности создать атмосферу спортивного праздника в стране полицейского произвола и бесправия граждан.

Валерий СУЧКОВ
Член Сочинского Общественного Градостроительного Совета
                                                          

Валерий Сучков