Могут ли законы сохранить зеленые насаждения в Петербурге?

ingressimage_petra.jpg Photo: maps.google.com

Пока инициативная группа жителей дома писала жалобы и обращения в различные инстанции города против размещения автостоянки, тополя и клены вырубили, а стоянку построили.

Как это часто бывает, граждане аппелируют к здравому смыслу, а чиновники – к российскому закону. «Учитывая представленные заключения и согласования, основания для запрета размещения автостоянки отсутствуют», – отвечают гражданам из администрации района.

Жители дома продолжают недоумевать: как на территории санитарно-защитного озеленения можно вырубить практически все деревья и построить стоянку?

А что в законах?
Закон Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 789-99 «О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» определяет участок, на котором построили автостоянку как рекреационную зону – зеленые насаждения общего и ограниченного пользования.

И новая версия генерального плана города, на первый взгляд, сохраняет охранительный статус территории – зеленые насаждения, выполняющие специальные функции с включением объектов, допустимых в соответствии с действующим законодательством.

В тексте проекта генерального плана в рекреационных зонах допускается возводить объекты инженерной и транспортной инфраструктур, а также объекты общественно-делового назначения, связанные с обслуживанием данной зоны.

Обязательно ли наличие связи автостоянки с «обслуживанием» рекреационной функции территории или не слишком обязательно, видимо, будут решать государственные органы при принятии решений о предоставлении земельных участков. По крайней мере, формулировка закона это позволяет, да и практика соответствующая уже сложилась.

Что касается прямых запретов на какое-либо строительство в «зеленых» зонах, то они предусмотрены Законом Санкт-Петербурга от 21.05.2004 № 254-38 «Об охране зеленых насаждений». Не допускается предоставлять участки, занятые зелеными насаждениями для строительства зданий и сооружений кроме случаев размещения общественных туалетов, спортивных сооружений, вентиляционных шахт метрополитена и т.п. Правда в тексте статьи имеется оговорка: если иное не предусмотрено действующим законодательством, что существенно с учетом описанного выше.

Поскольку речь идет о железной дороге, то территория где построили автостоянку, должна иметь санитарно-защитный режим. Однако санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусматривают возможность размещения в границах санитарно-защитной зоны предприятий и объектов гаражей, площадок и сооружений для хранения общественного и индивидуального транспорта.

В Петербурге в конце 90-х были разработаны Санитарные правила и нормы по проектированию строительства объектов хранения легкового индивидуального автотранспорта, в которых не допускается размещение гаражей и автостоянок в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий и других объектов за счет площади, предусмотренной под санитарно-защитное озеленение. Однако данные нормы в действие не ввели.

Получается, что в планах развития города не учитываются условия для сохранения благоприятной среды обитания его жителей. А автостоянка по ул. Петра Смородина, говорят, будет расширяться.

Ольга Кривонос

olga@ecoperestroika.ru