News

Мирный атом добрался до Калининграда

Опубликовано: 16/04/2008

Автор: Галина Рагузина

В один прекрасный день можно проснуться и узнать, что кто-то принял «окончательное решение» построить рядом с твоим домом атомную станцию. Именно такой день неожиданно наступил для жителей Калининградской области в среду 16 апреля – в преддверии 22-й годовщины Чернобыльской аварии.

Вчера глава Росатома Сергей Кириенко посетил регион для того, чтобы встретиться с губернатором области Георгием Боосом и подписать соглашение между атомной госкорпорацией и региональным правительством о строительстве на территории области атомной электростанции (АЭС).

По словам Кириенко, до 2015 года предполагается возвести два энергоблока мощностью 1150 МВт каждый в 120 км к востоку от Калининграда, в Неманском районе. Конкретная площадка определена, но не разглашается.

«Это не инициатива Росатома, это взвешенное решение, мы целый год проводили изыскательские работы по выбору площадки», — сказал руководитель атомного концерна на встрече с журналистами и общественностью, представленной в основном депутатами областной думы.

Таким образом получается, что изыскания эти производились в глубочайшей тайне: не только от местных жителей, но и от федерального центра, который тем временем рассматривал и как раз месяц назад утвердил «Генеральную схему размещения генерирующих объектов на территории РФ до 2030 года», где нет никаких упоминаний о предполагаемой калининградской АЭС.

От отсылок к этому документу Кириенко просто отмахнулся, сообщив, что в него вполне можно вносить изменения. Что же касается мнения общественности, то хотя откровенно отмахнуться от него неприлично, но зато его вполне можно изящно формировать.

Впрочем, как честные люди, господа Кириенко и Боос, представляя изумленной публике свое решение, пообещали обязательно провести и экологическую экспертизу проекта, и общественные слушания, причем не слушания «насчет строительства АЭС вообще, а по конкретному проекту», а для диалога с общественностью создать, как это ныне принято у Росатома, общественный совет.

«Правильная» общественность спрашивает
А общественность, в частности экологическая, по мнению Кириенко, бывает двух сортов: «Будут экологические организации, которые ничего не хотят слушать, которые решили, что они против АЭС, и которые все знают заранее, – они имеют право так считать, и дискутировать с ними нечего». Другая часть общественности, видимо, более удобная: «Они задают вопросы и говорят: «Если вы нам ответите, мы с вами согласимся».

Представители этой второй части общественности не замедлили себя проявить. например, руководителя калининградского общественного движения «Центр экологической политики» Раису Гусеву интересовала перспектива создания рабочих мест в результате появления в области атомной станции. Вопрос действительно удобный – во всяком случае, губернатору региона тоже близки соображения том, что калининградская АЭС это не только ценный мех, то есть источник «дешевой энергии», но и «три тысячи рабочих мест, и создание нового инновационного кластера, в том числе образовательного, и создание нового города с населением 30-35 тысяч человек».

Кстати, в марте такой атомград, существующий в другом регионе, посетила группа депутатов калининградской облдумы, в том числе и присутствовавший в зале на встрече Кириенко-Боос почетный эколог России Феликс Алексеев. Народные избранники на народные же денежки прокатились в Удомлю, город-спутник Калининской АЭС, а возвратясь, поведали о своем благоприятном впечатлении и «удовлетворении уровнем защиты», а также о том, что «полученная в ходе визита информация будет использована при рассмотрении программы развития электроэнергетики в Калининградской области», — иными словами, поработали как в роли удобной общественности, так и в деле формирования удобного общественного мнения.

В то же время калининградские журналисты тоже поехали – причем еще дальше депутатов – и добрались аж до Индии, куда представителей СМИ из разных российских регионов возил в рекламное ядерное турне государственный холдинг «Атомэнергопром» — показать, как он там строит атомную станцию Кудамкулан. Так призрак будущей АЭС, замаячивший на калининградском горизонте осенью 2006 года, стал внедряться в сознание жителя области – без всяких, казалось бы, видимых причин.

«Неправильная» — знает заранее
Между тем, в Калининграде есть и другая, по справедливому замечанию Кириенко, общественность. В тот же день группа «Экозащита» распространила заявление, в котором выступила против строительства АЭС на территории области. Экологи напомнили, что полностью безопасных ядерных реакторов не существует, так же как до сих пор не существует безопасного решения утилизации ядерных отходов.

bodytextimage_IMG_9939.jpg Photo: Ecodefense

К примеру, как сообщается в государственном докладе Ростехнадзора от 2007 года, на Калининской АЭС, которую посетили депутаты Калининградской областной думы в качестве образцовой, в 2006 году произошло 10 нарушений в работе, что составляет почти половину всех нарушений на атомных станциях России с подобным типом реакторов (ВВЭР-1000). В том же докладе Ростехнадзора говорится, что хранилище жидких радиоактивных отходов на КАЭС заполнено на 61%, а хранилище твердых радиоактивных отходов почти на 80%, что названо одной из «наиболее важных проблем безопасности». Этого же следует ожидать и на калининградской АЭС – как и везде в России и за рубежом радиоактивные отходы будут складироваться на территории станции, что создает вероятность появления в регионе ядерного могильника – сначала временного, а затем постоянного.

Болгарский побратим
По словам же господина Кириенко, безопасность предполагаемой станции гарантирована уже тем, что по аналогичному проекту, прошедшему, как подчеркивается, сертификацию в Евросоюзе, входящий в систему Росатома «Атомстройэкспорт» строит АЭС Белене в Болгарии.

Между тем, строительство расположенной в сейсмоопасном районе АЭС Белене началось в 1987 году и в силу массовых протестов со стороны экологов, ученых, местных жителей прекратилось в 1991 году. Десятилетие спустя проект был реанимирован, и в 2006 году тендер на строительство выиграл «Атомстройэкспорт». Это было обусловлено отказом крупных европейских банков финансировать проект, а следовательно, западные компании, участвовавшие в тендере, оказались без финансовой поддержки.

«Таким образом, единственным инвестором в эту АЭС стал российский бюджет, к которому атомная промышленность имеет безлимитный доступ, — комментирует сопредседатель группы «Экозащита» Владимир Сливяк. — Ведь российские налогоплательщики не имеют никакого влияния на распределение собственных денег, а власти беспокоит не столько экономика и ядерная безопасность, сколько политическое влияние с помощью энергетических проектов на другие страны».

Калининградский проект Росатома и в этом смысле не исключение: он призван не только обеспечить энергией российский анклав, но также прикормить ее излишками европейских соседей – как тактично заметил господин Кириенко, «если они этого захотят», – здесь главное успеть построить свою АЭС раньше, чем соседи постоят новую Игналинскую.

На АЭС Белене – а теперь и в Калининграде – предполагается строить совершенно новые реакторы типа ВВЭР 3+, опыта эксплуатации которых нет ни в одной стране мира. «Отчет об оценке воздействия на окружающую среду был завершен в ноябре 2004 года, задолго до того, как был определен тип используемого реактора, и с тех пор он стал предметом судебных разбирательств», — сообщается в пресс-релизе международной экологической сети экологической сети Bankwatch. Болгары не хотят быть подопытными кроликами российской атомной индустрии, а калининградцы?