News

ЕБРР: экологическая политика и практика

Dariusz Prasek, Head of Operational Support in the EBRD’s Environment Department
Rashid Alimov/Bellona

Опубликовано: 01/03/2008

Автор: Вера Пономарева

27 февраля в Санкт-Петербурге прошла встреча представителей Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и общественных организаций. Несмотря на то, что стандарты ЕБРР зачастую являются единственной надеждой на тщательную экологическую оценку и открытость инвестиционных проектов, российские экологи уже не раз столкнулись с недостатками в работе банка.

Экологическая политика ЕБРР — это требования, которые банк предъявляет к финансируемым проектам. Они касаются не только охраны окружающей среды, но и соблюдения трудовых, имущественных и других прав.

«Помимо российского законодательства, мы требуем от наших клиентов соблюдать директивы Европейского союза, международные конвенции, а также стандарты Международной финансовой корпорации и Всемирного банка», — рассказал на презентации экологической политики ЕБРР Дариуз Прасек, начальник операционной поддержки департамента экологии банка.

По словам Прасека, механизмы для влияния на клиентов банка заложены в договоре о кредитовании и включают в себя не только экологическую оценку и консультации с общественностью, но и мониторинг выполнения проекта — это отчеты клиента, визиты специалистов ЕБРР на объект, проведение независимого аудита.

Радужную картину, которую представили специалисты ЕБРР, поспешила испортить петербурженка Людмила Селезнева, которая уже несколько лет живет на обочине Кольцевой дороги (КАД) в районе Троицкого поля. После сокращения санитарно-защитной зоны автомагистрали ее дом не попал в список домов, подлежащих расселению, несмотря на близость к КАД. Не добившись компенсаций в российских судах, Селезнева подала жалобу в Европейский суд по правам человека. Ее жалоба уже признана приемлемой.

bodytextimage_IMG_0764.JPG Photo: Rashid Alimov/Bellona

«Наша цель — организовать содержательные консультации с общественностью, это намного больше, чем просто предоставление информации. Информация должна полной и удобной для понимания. Мы требуем, чтобы было опубликовано нетехническое резюме проекта», — пояснил Венермо.

Задолго до одобрения какого-либо проекта, ЕБРР осуществляет его предварительную оценку, проводит встречи с заинтересованной общественностью для того, чтобы выявить проблемы, связанные с проектом. Любой желающий имеет право делать свои замечания к проектной документации в течение 60-120 дней после того, как резюме проекта публикуется на сайте ЕБРР. В этот период проводятся встречи с общественностью. Резюме публичных обсуждений представляется совету директоров для принятия окончательного решения о финансирования проекта.

«Консультации с банком для нас — чуть ли не единственная надежда быть услышанными. После отмены общественных слушаний и экологической экспертизы у нас практически не осталось никаких способов повлиять на ситуацию», — говорит Татьяна Скроденис, активист общественного движения «Сохраним Юнтолово», которое уже больше года участвует в предварительных консультациях по проекту автомагистрали «Западный скоростной диаметр».

Пересмотр экологической политики
Текущая экологическая политика банка, принятая в 2003 году, в данный момент проходит плановую ревизию в связи с постоянно растущими стандартами в сфере экологии. Также пересматриваются «Принципы информирования общественности». Ревизия экологической политики привела к тому, что объем документа увеличился в три раза. Новый проект более детально описывает стандарты, утановленные банком в области экологии, прав коренных народов, трудовых отношений, вынужденного переселения и т.д.

«Совет директоров рассмотрит новую политику в мае. Мы планируем, что она вступит в силу к концу 2008 года», — сообщил Прасек на презентации.

Сейчас проекты обоих документов доступны на сайте ЕБРР. Каждый желающий может ознакомиться с ними и подать свои замечания. 28 марта в Москве пройдет публичное обсуждение, в котором могут принять участие граждане и общественные организации.

Проблемы российских проектов
Сумма кредитов, которые ЕБРР предоставляет России, постоянно растет. За прошлый год ЕБРР более чем вдвое увеличил размер инвестиций в российскую экономику, вложив в нее около 3,5 миллиарда долларов. К 2010 году банк планирует выдавать российским компаниям кредиты на сумму более 2,1 млрд. долларов (41 % от общей суммы доступных кредитов). В основном банк вкладывает деньги в развитие транспортной и муниципальной инфраструктуры, энергопредприятий.

Только в Санкт-Петербурге ЕБРР рассматривает финансирование таких крупных проектов как Западный скоростной диаметр, Орловский тоннель, Надземный экспресс.

Экологи, присутствовавшие на встрече, отметили, что банку будет трудно соблюдать высокие стандарты из-за высокого уровня нарушений при реализации проектов.

«За последнее время мы проанализировали по просьбе граждан несколько строительных проектов, и из этого вырисовывается неблагоприятная ситуация, — заявил на встрече Алексей Смирнов из центра экспертиз ЭКОМ. — Большинство проектов не соответствует российскому природоохранному законодательству. Кроме того, даже требования, заложенные в проектах, в 90 процентах случаев не выполняются».

По словам Микко Венермо, эти проблемы решаются с помощью предпроектного анализа, а также мониторинга реализации проекта. «Я могу привести удачный пример с петербургской дамбой. Специалист банка каждый месяц посещал строительную площадку и следил за выполнением проекта».

«К сожалению, одна компания, какой бы крупной она ни была, не может обеспечить мониторинг масштабного проекта. Говорить о том, что банк контролирует выполнение всех проектов — по меньшей мере самонадеянно», — комментирует в интервью «Беллоне.Ру» Дмитрий Афиногенов.

Самым громкой неудачей ЕБРР в России стал проект «Сахалин-2»: банк не смог обеспечить надлежащий уровень выполнения работ при прокладке трубопровода компанией Sakhalin Energy. Многочисленные нарушения были зафиксированы общественными организациями, а позднее и Росприроднадзором. Банку пришлось отказаться от финансирования проекта.

Часто ситуация осложняется еще и тем, что ЕБРР финансирует проект уже на стадии реализации, когда его основные параметры уже невозможно изменить.

«Иногда разработчик проекта обращается в банк, когда разработка проекта уже завершена. В этом случае проводится »анализ пробелов«, который должен определить, насколько проект отвечает российским и европейским стандартам», — пояснил Дариуз Прасек.

В ферврале ЕБРР завершил анализ проекта Западного скоростного диаметра, однако общественным организациям пока не удалось ознакомиться с документом. Мотивируя отказ тем, что анализ является документом внутреннего пользования, сотрудники банка выразили готовность изложить его выводы в устной форме.

«Мы считаем, что анализ пробелов должен быть открытым документом, так как он содержит общественно значимую информацию. Лакуны в проведении экологической экспертизы и публичных слушаний не могут быть секретом», — говорит Татьяна Скроденис.
«Сохраним Юнтолово» намерено добиться раскрытия этой информации.