News

Экологические организации и деньги: не нужно изобретать трактор!

Опубликовано: 24/12/2007

Автор: Виктория Копейкина

Недавно на встрече с голландскими дипломатами президент РФ Владимир Путин посоветовал программе посольства Нидерландов больше поддерживать экологические организации. Параллельно выяснилось: мнение о том, что именно экоНКО получают недостаточно финансовой поддержки в России, разделяют и посетители сайта Общественной палаты РФ. В ходе Интернет-опроса на тему: «Какие НКО, на Ваш взгляд, наиболее остро нуждаются в государственной финансовой поддержке?» треть проголосовавших назвала таковыми экологические организации.

Экологические НКО одними из первых начали сбор пожертвований от частных лиц на свою деятельность. То, что они имели на это все основания выяснилось во второй половине 2000 года. Тогда в России прошел сбор подписей в поддержку экологического референдума, граждане требовали восстановить упраздненный в ходе административной реформы единый контрольный орган над состоянием окружающей среды, запретить ввоз отработавшего ядерного топлива в Россию и вновь создать самостоятельную лесную службу. За три месяца было собрано более 2 млн. 700 тыс. подписей, это был беспрецедентный случай в истории России. Всем стало ясно — граждане страны на стороне зеленых, поддерживают их требования. Это серьезно обеспокоило федеральных чиновников – они вообще запретили проведение в стране референдумов по экологическим вопросам.

В свою очередь экологические НКО окончательно убедились – у них есть социальная база (многим казалось, она серьезно сократилась в конце 90-х гг. прошлого века) — они нужны обществу. Это был своего рода сигнал – граждане России потенциально готовы поддержать деятельность экологов не только морально, но и материально.

Нужно ли изобретать трактор?
Итак, у зеленых в российском обществе масса единомышленников. Но самая трудная задача заключается в том, чтобы превратить единомышленников в сторонников, и не просто в сторонников, а в тех, кто готов финансово поддержать конкретную экологическую организацию.

По мнению экспертов, привлечение частных пожертвований сегодня один из самых сложных методов получения финансирования. И это неудивительно, ведь отдельные граждане, в отличие от компаний и фондов, редко могут пожертвовать крупную сумму. А значит, существенное финансирование из этого источника можно получить лишь при длительной, хорошо спланированной, методичной работе с десятками, сотнями и тысячами людей.

Однако есть у этого источника и преимущества. Одно из основных – стабильность. Если экологическую организацию регулярно поддерживают сотни и тысячи людей, она становится независимой от какого-то одного источника финансирования, может смело планировать свое будущее и начинать новые проекты. Именно поэтому все больше организаций начинают всерьез заниматься привлечением частных пожертвований, а наиболее «богатые» международные и зарубежные НКО в основе своего финансирования имеют поддержку частных лиц. Например, «Беллона» в Норвегии получает от частных лиц очень значительную долю средств. В России такими успехами похвастаться могут пока немногие.

В частности, успешный опыт привлечения сторонников есть у российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF).

«В начале мы думали, что сбор средств в России имеет какую – то специфику, что нам необходимо изобрести свой велосипед, который мы, шутя, называли «трактор», — говорит в интервью «Беллоне.ру» Дмитрий Даушев, координатор программы «Сторонники WWF России».

Затем, по словам Дмитрия, оказалось, что в России люди тоже заинтересованы в поддержке экологических организаций, нужно просто уметь с ними работать. А методы этой работы, по сути, не отличаются от «технологий» привлечения сторонников, которые используются во всем мире.

Известность
Чаще всего, стремясь привлечь сторонников и получить средства на свою деятельность, НКО сталкиваются с проблемой — их имя фактически неизвестно обществу.

В связи с этим, именно с раскрутки «бренда» специалисты рекомендуют начать программу сбора средств от частных лиц. Если это нужно сделать быстро и массово, потребуются серьезные деньги, которые могут окупиться лишь через несколько лет. Такие деньги, конечно, есть далеко не у всех. Существует другой путь, не требующий больших затрат в начале, – планомерно увеличивать количество сторонников, начав с десятка самых близких друзей, затем с их знакомых и так далее. Если идти этим путем, потребуются долгие годы работы, которые в итоге принесут результат – организация сможет финансировать какую-то часть своей общественно полезной деятельности самостоятельно.

В WWF пошли по первому пути – они начали программу работы со сторонниками в 2002 году с продвижения своего имени. Результат – сегодня их логотип – черно-белая панда известен всей стране, а годовой объем пожертвований WWF только от частных лиц составляет 0,5 млн. Евро, то есть уже 5-7% общего бюджета этой организации в России. Несколько десятков лет назад так же начинал свою деятельность и Гринпис Интернэшнл, на экранах появились ролики с катерами зеленых, «таранящих» браконьерские суда.

Вам письмо!
Дмитрий Даушев рассказывает: «Одним из методов, которые использовал WWF в России, начав уже непосредственную работу по привлечению сторонников, была почтовая рассылка. Этот метод является одним из самых дорогостоящих, но именно он дает наиболее лояльных доноров. Ведь тот, кто получил письмо, принимает вполне осознанное решение о поддержке – после прочтения письма и других материалов он тратит время, чтобы пойти в банк или в офис и сделать пожертвование». В первой рассылке, которую сделал WWF, было 200 тыс. адресов, но опыт оказался не очень удачным, отклик бы слишком низкий. Теперь фонд отправляет письма с просьбой о поддержке только тем, кто заинтересовался его деятельностью – позвонил, пришел на мероприятие и так далее. В этом случае, получив от экологов конверт с симпатичной зверушкой на обложке, просьбой пожертвовать деньги на охрану животных и кратких объяснением, на что именно нужны средства, это делает каждый десятый. «Кроме того, мы стараемся говорить не о том, какие проблемы существуют, а что мы делаем, чтобы стало лучше»,- добавляет Дмитрий.

Многие из приславших средства в ответ на письмо затем стали сторонниками WWF, оказывают фонду регулярную поддержку. По словам Дмитрия, важна постоянная работа с теми, кто хотя бы однажды заинтересовался и помог, нужно поддерживать обратную связь, дать людям понять, что мы очень ценим их вклад в общее дело. «Самая распространенная ошибка многих экологических организаций, проводящих благотворительные акции, в том, что они не просят деньги напрямую, а если и просят, то затем не продолжают контактировать с теми, кто однажды уже оказал им поддержку, не составляют базы данных»¸- говорит Дмитрий.

Оригинальный ход
Для того чтобы люди с большим энтузиазмом откликались на призывы экологов, по мнению экспертов, важно использовать нестандартные подходы. В последнее время появилась мода – называть в честь кого-то новую звезду или покупать участок на Луне или Марсе. В WWF использовали похожий метод, но, там уверены, он принесет непосредственную пользу нашей планете.

Уже несколько лет в WWF проходит кампания с призывом посадить гектар леса взамен сгоревших сосновых боров на Алтае и дать ему имя любимого человека. Восстановление только одного гектара леса на российском Алтае стоит 15000 рублей.

«Сделав такой подарок, Вы просто изумите своих родных, близких или коллег. Но главное — Вы сделаете подарок себе, потому что зачем еще зарабатываются деньги, как не для того, чтобы вложить их во что-нибудь действительно стоящее? А что может быть более стоящим, чем доброе дело, сделанное на века?», — с таким призывом обращаются сотрудники WWF к посетителям сайта.

Имя оплатившего посадку такого леса затем попадает в лесные хроники местности, которые хранятся столетиями. Желающим разобраться, на что именно будут потрачены деньги, предлагается ознакомиться с подробной калькуляцией расходов за подписью директора одного из алтайских лесхозов. Таким образом уже восстановлено более 400 га леса. Все участники этой программы получили сертификаты «Хранителя леса».

Кто и за что платит?
Очень часто экологи сталкиваются с непониманием и сомнением со стороны потенциальных сторонников. Многие уверены, что зеленые выполняют работу за государство или дублируют ее. Проблема заключается в том, что на многие экологические проекты у государства не хватает денег. Даже в таком, экологически вполне благополучном, государстве, как Норвегия, работы для экологов хватит еще на долгие годы.

«Кроме того, власть заинтересована получить больше голосов на очередных выборах. С этой точки зрения ей выгоднее тратить деньги на повышение пенсий, чем на создание заповедника. Да и объем бюджета на подобные расходы у государства тоже ограничен», — комментирует Дмитрий Даушев.

Будущее экологических организаций в России во многом зависит от того, будут ли и в какой степени их финансово поддерживать обычные граждане. В частности у WWF на данный момент 8 тысяч сторонников, среди которых в основном люди старше 25 лет, которые считают себя представителями так называемого среднего класса, из них примерно 60% — женщины.

Для увеличения количества реальных сторонников зеленых нужно, чтобы как можно большее число людей в России понимало, чем именно занимаются некоммерческие, и в частности, экологические, организации и как они финансируются. В большинстве развитых стран не только крупные, но и региональные НКО существуют в основном на средства частных лиц или фондов местных сообществ. Там поняли – экологические организации, хотя и работают в различных сферах, в конечном итоге защищают интересы обычных людей. Людей, которые хотят дышать чистым воздухом и иметь около дома зеленый скверик, а не очередную уродливую бетонную новостройку.