Экологическое законодательство не готово к освоению Арктического шельфа

ingressimage_vulnerablearctic_johnmccormic_300.jpg Photo: John McConnick

К таким рискам должны быть готовы северные регионы и федеральный центр. Важным моментом готовности является наличие эффективно работающего законодательства в сфере обеспечения экологической безопасности нефтегазового комплекса, охраны живой природы и осуществления общественного экологического контроля.

По мнению представителя Кольского центра охраны дикой природы Виктора Петрова, государство в недостаточной степени обеспечивает экологическую безопасность граждан. «Нормативные требования в области экологической безопасности недостаточно были представлены в законодательстве прошлого года, но сейчас эти требования вообще разрушены», – заявил он.

По словам юриста «Беллоны» Ольги Кривонос, в соответствии с новой редакцией закона «Об охране окружающей среды», строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти и газа допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. В прежней редакции было требование об обязательном проведении именно экологической экспертизы.

«Такая экспертиза не является экологической, следовательно, возможность участия общественности в принятии решений сводится к минимуму, – рассказала юрист в интервью «Беллоне.ру», – На сегодняшний момент федеральные законы устанавливают только общие формулировки, порой декларативные».

«Очень важно разрушить стереотип, что «нефтегазовые» экологические проблемы возникают только в случае аварийных разливов нефти. Масштабное развитие НГК представляет опасность для природы на всех этапах разработки месторождений, транспортировки нефтепродуктов и строительства береговых объектов», – рассказала «Беллоне.ру» координатор нефтегазового направления молодежной экологической организации «Природа и молодежь» Наталья Белкина.

В том числе и поэтому восстановление полноценной экологической экспертизы и обеспечение доступа общественности к участию в принятии решения является одним из требований представителей общественных организаций, муниципалитетов Мурманской области и особо охраняемых природных территорий, высказанных на закончившейся сегодня конференции Северной Коалиции «Транспортировка нефти и газа и охрана живой природы в условиях изменившегося природоохранного законодательства. Общественный экологический контроль».

В течение двух дней участники конференции обсудили такие темы как экологическая ответственность нефтедобывающих компаний в условиях изменившегося природоохранного законодательства, охрана живой природы при транспортировке нефти и газа в условиях изменившегося природоохранного законодательства, а также возможности общественного экологического контроля.

«В который раз проведение подобной конференции проиллюстрировало полную незаинтересованность нефтегазовых компаний в диалоге с общественными организациями, полностью проигнорировав приглашение принятии участие в мероприятии, – сообщил «Беллоне.ру» руководитель Баренцевоморского офиса ВВФ Олег Суткайтис. – Опыт работы экологических НПО показывает, что компании интересуются мнением общественности только когда нужно соблюсти процедуры в рамках ОВОСа, что является весьма формальными консультациями с общественностью».

«Северная Коалиция» выступает за общественный экологический контроль и требует соблюдения природоохранного законодательства в нефтегазовом комплексе – заявила координатор «Северной Коалиции» Ольга Перова.

Напомним, что Северная коалиция – это партнерство неправительственных природоохранных организаций, действующих в российской части Баренцева региона. Цель такого партнерства – минимизация экологических рисков и ущербов окружающей среде от воздействия поиска, разведки и разработки месторождений, при развитии нефтегазовой индустрии и оптимизация выгод для устойчивого развития территорий. Членами Северной коалиции являются – Беллона-Мурманск, Кольский Координационный Экологический Центр «ГЕЯ» (ККЭЦ ГЕЯ), Кольский центр охраны дикой природы (КЦОДП), Всемирный фонд дикой природы (WWF).

Комментарий юриста "Беллоны" Нины Поправко
В соответствии с нормами федеральных законов от 17.12.98г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ»,  от 31.07.98г.  № 155-ФЗ  «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ»,  от 30.11.95г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе»  государственной экологической экспертизе  пока еще подлежат все виды хозяйственной деятельности на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне: здесь государство использует экологическую экспертизу как рычаг воздействия на иностранные компании.   

Анна Киреева

anna@bellona.ru