News

Nord Stream подпустил к себе российскую общественность, Эстония не подпустила к себе Nord Stream

Nord Stream

Опубликовано: 28/10/2007

Автор: Галина Рагузина

Проект подводного газопровода Nord Stream, проложить который планируется по дну Балтийского моря от российского Выборга до немецкого Грайфсвальда, подлежит национальной оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) в каждой стране, по территории которой пройдет трасса газопровода. От подобной участи недавно отказалась Эстония. Процедура ОВОС предполагает участие в ней общественности, и вот подошла очередь такового участия для российской общественности.

Nord Stream ближе к людям
Компания Nord Stream объявила о начале общественного обсуждения предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) российской секции газопровода. Общественные слушания по данным материалам состоятся в городе Выборге Ленинградской области 23 ноября 2007 года.

«ОВОС на территории России проводится в соответствии с российским законодательством с учетом тех относящихся к проекту положений международного экологического права, в частности Конвенции Эспо, которые не противоречат российскому законодательству», — сообщается в пресс-релизе компании.

Предлагаемые к обсуждению материалы, а также техническое задание на проведение ОВОС доступны для общественности на сайте компании, а также в администрации Выборгского района и в Центральной городской библиотеке им. А. Аалто в Выборге с 23 октября по 24 декабря 2007 года.

Компания приглашает заинтересованную общественность к «открытому диалогу для минимизации воздействия на окружающую среду» и до 24 декабря 2007 года принимает письменные замечания и предложения по адресу своего представителя в Москве, ООО «Питер Газ».

Первый раз Nord Stream сходил в российский народ 28 июня этого года, когда по инициативе Российского регионального экологического центра состоялась неформальная информационная встреча разработчиков проекта с представителями общественных экологических организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В рамки этого мероприятия не могли войти все волнующие экологов вопросы, в связи с чем был подготовлен и 19 сентября отправлен в адрес компании список вопросов по процедуре ОВОС проекта.

Возможно, часть ответов на них сыщется в опубликованных компанией материалах по предварительной ОВОС строительства и эксплуатации российской секции газопровода, выводы которых предельно оптимистичны.

«Воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду будут носить преимущественно локальный и кратковременный характер, негативные изменения экосистем будут обратимыми и умеренными по масштабам», — гласит один из них.

Если же ущерб окружающей среде, который в отношении строительства морского участка оценивается компанией в 71,5 млн. руб., или же интересам третьих лиц все-таки случится, то они «будут компенсированы компанией в соответствии с российским законодательством». Выяснить, предусмотрены ли оператором проекта конкретные механизмы таких компенсаций, «Беллоне.Ру» не удалось.

«Во многом механизмы такой компенсации зависят от того ущерба, который может произойти. Например, если подвергся какому-либо повреждению ваш корабль, тогда вам лично компенсация за это корабль, — объяснил «Беллоне.Ру» директор департамента получения разрешений Nord Stream Дирк фон Амельн, — если был нанесен ущерб рыболовству в каком-либо регионе, то тогда вопрос о компенсации поднимается с рыболовецкой организацией в этом регионе, если произошел какой-либо другой ущерб, то это обсуждается в каждом конкретном случае соответствующе».

Экологические организации Северо-Запада России относятся к оценке возможного ущерба окружающей среде гораздо более трепетно. Финский залив, по дну которого проляжет 122-километровая российская часть газопровода, — мелководная и довольно узкая акватория с напряженным судоходством. Его уникальная экосистема является наиболее уязвимой частью Балтийского моря, которая требует особо бережного отношения к себе, в то время как экологическое состояние Финского залива является определяющим для всей восточной части бассейна Балтики.

«В Финском заливе есть масса проблем, есть большие основания предполагать ущерб от прокладки трубопровода для островных территорий планируемого природного заповедника «Ингерманландский», есть предположения о возможности влиянии на другие береговые территории и морские экосистемы», — считает руководитель петербургской общественной экологической организации «Друзья Балтики» Ольга Сенова.

Кольчатой нерпе не нужен газопровод
Проект создания Ингерманландского заповедника предполагает придание статуса особо охраняемой природной территории 17 тысячам гектаров акватории российской части Финского залива, включая 9 островов Выборгского и Кингисеппского районов.

Благодаря более чем полувековому режиму закрытой пограничной зоны там сохранились практически нетронутые ландшафты — прибрежные морские луга, и можжевеловые пустоши, и песчаные дюны, биологическое многообразие морских и прибрежных экосистем, места обитания редких видов, внесённых в Красные книги Российской Федерации и Ленинградской области, в том числе места щенения серого тюленя и кольчатой нерпы, нерестилища промысловых видов рыб. По этой территории пролегает Беломоро-Балтийский миграционный путь, находятся традиционные стоянки и гнездовые колонии птиц.

По мнению экологов, в свете реализации проекта Nord Stream создание заповедника «Ингерманладский», проект которого был одобрен Министерством природных ресурсов еще 10 лет назад, но тормозится правительством Ленинградской области, приобретает особую актуальность.

«Сам Ингермандландский заповедник не попадает в зону прокладки трассы газопровода, однако функционирование заповедника будет оказывать существенное стабилизирующее влияние на природные комплексы российской части Финского залива, где будет проходить строительство, компенсируя тем самым неизбежный ущерб», – говорится в обращении экологических организаций Северо-Запада РФ к участникам VI общеевропейской министерской конференции «Окружающая среда для Европы», состоявшейся 10-12 октября в Белграде.

Заповедник «Ингерманландский» мог бы стать ключевым звеном, связывающим систему охраняемых природных территорий России, Эстонии и Финляндии на Финском заливе, что способствовало бы выполнению международных обязательств России в части природопользования и сохранения биоразнообразия Балтики, считают экологи.

Тем более что в 2008 году настанет черед России председательствовать в Хельсинской комиссии по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ), которая является главным механизмом по соблюдению природоохранного законодательства в регионе Балтийского моря и реализации соответствующих мероприятий.

Как сообщает пресс-служба МПР России, в настоящее время завершается процедура подготовки для внесения в российское правительство необходимого пакета документов, содержащего перечень мероприятий для реализации в период председательствования России в ХЕЛКОМ до 2010 года, включая национальный план действий по Балтийскому морю.

21 августа этого года состоялась рабочая встреча министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева и с министром окружающей среды Финляндии Паулой Лехтомяки, на которой были в частности рассмотрены вопросы охраны морской среды Балтийского моря и сотрудничества по созданию сети особо охраняемых природных территорий.

По словам директора Департамента государственной политики в сфере охраны окружающей среды МПР РФ Александра Ишкова, согласно распоряжению правительства РФ о формировании совместно с Финляндией трансграничного резервата, в настоящее время идет процесс согласования по созданию Ингерманландского заповедника в Ленинградской области. Помимо него в трансграничный резерват войдут российский национальный парк Паанаярви (Карелия) и финский национальный парк Оуланка.

Далеко ли до Таллинна?.. – Уже далеко!
Как трансграничный проект, Nord Stream подлежит оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с Конвенцией Эспо («Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»), а также в соответствии с национальным законодательством тех стран, чьи территориальные воды или исключительные экономические зоны он пересекает – в отношении соответствующего участка трассы. Из числа этих стран недавно вышла Эстония, не пустившая газопровод на свою территорию.

20 сентября, «исходя из принципов суверенитета Эстонской Республики в своих территориальных водах и государственных интересов Эстонии в экономических водах», эстонское правительство приняло решение дать отрицательный ответ на ходатайство компании Nord Stream о проведении геологоразведочных работ на месте предполагаемой прокладки газопровода.

Причиной для отказа послужило то обстоятельство, что зона проведения исследовательских работ затрагивает большую часть экономических вод и территориальные воды Эстонии, а также береговой шельф в Финском заливе.

«Так как производство буровых работ на шельфе во время предполагаемых исследований даст информацию о величине природных запасов Эстонии и возможности их использования, ЭР вправе отказать в проведении исследований», – говорится в сообщении пресс-службы правительства.

По словам министра иностранных дел Эстонии Урмаса Паэта, более общая причина отказа заключается в том, что эстонское правительство не считает Балтийское море подходящим для строительства газопровода, так как оно сопровождается многими рисками, в том числе и для окружающей среды.

«Принимая в расчет то, что Международная морская организация признала Балтийское море чувствительной морской зоной, по нашему мнению, будет лучше всего, если газовая труба пройдет не по Балтике, а по суше», – цитирует Паэта эстонская газета Postimees.

Накануне аналогичную точку зрения выразила Партия зеленых Эстонии. В заявлении, распространенном ею 19 сентября, подчеркивается, что если европейские компании хотят расширять использование и поставки российского природного газа, то следовало бы проложить дополнительные трубы через уже имеющиеся газовые коридоры, что позволило бы не причинять ущерб окружающей среде строительством новых газовых трасс по земле или дну Балтийского моря.

Кроме того, считают эстонские зеленые, прокачка газа под высоким давлением сама по себе несет опасность, сравнимую с закладкой на дне моря взрывчатки. «Возможный прорыв трубы может вызвать взрыв, ударная волна от которого способна привести как к детонации морских мин, так и повредить контейнеры с отравляющими веществами, которые в течение многих лет затапливались на дне моря», – говорится в заявлении.

Несколькими днями спустя, 27 сентября, об опасности проекта для окружающей среды вновь напомнила в своем выступлении на международной конференции по мореходству «Балтийское море в вихре изменений» в Таллинне председатель эстонского парламента Эне Эргма.

Ссылаясь на слова председателя правления Nord Stream и бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера о том, что прокладка трассы будет сопровождаться большим объемом работ на морском дне, Эргма выразила мнение, что опасности, сопряженные с этими работами, чрезвычайно велики:

«В Балтийском море скоро начнут прокладывать газовую трубу, для которой нужно прорыть в грунте канал длиной 1200 километров и шириной 50 метров, для чего потребуется разровнять находящийся на пути песок, раздробить скальные породы, заполнить находящиеся на морском дне котлованы. Трубы частично будут закопаны в дно, местами залиты бетоном».

«Все, кто пытается оценить сопровождающее этот проект влияние на окружающую среду, находят, что оно настолько огромно, что изменит даже морское течение. К тому же мы знаем, что устрашающее наследие событий прошлого века – спрятанные в море боеприпасы и химическое оружие – находится в непосредственной близости от планируемого места прокладки газопровода», – сказала госпожа спикер.

Второй этап международных консультаций по процедуре ОВОС проекта компания Nord Stream планирует провести весной следующего года, и Эстония будет в нем участвовать, поскольку с точки зрения оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте она по-прежнему является страной, подверженной воздействию.

Комментарий юриста "Беллоны" Нины Поправко 

В соответствии с  «Положением об оценке воздействия  намечаемой хозяйственной деятельности и иной деятельности на  окружающую среду в Российской Федерации» утвержденного приказом  Госкомэкологии  от  16.05.00 г. №  372,   материалы по ОВОС содержат сводку замечаний и предложений  общественности с указанием какие из них были учтены заказчиком и в каком виде, какие не учтены и основания отказа. Так  что к сожалению, учет мнения общественности в Российском законодательстве носит весьма формальный характер.