News

Госкорпорация Росатом

Nedostroennaya AES v Krymu

Опубликовано: 23/10/2007

Автор: Владимир Сливяк

4 октября в ГосДуму был внесен законопроект "О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Наивно было бы сомневаться, что вскоре он будет принят в первом чтении, что и произошло 11 октября. Текст законопроекта не опубликован, поэтому наивно полагать, что он подвергся хоть какому-то общественному обсуждению. В целом, российская власть видимо прекратила попытки убеждать население в безопасности атомных станций и теперь просто закрывает всю стратегически важную (для развития отрасли) информацию. Чего стоит хотя бы весенняя история с принятием «дорожной карты», в которой десятки новых АЭС, и отказом от обнародования списка этих станций. Все, что пока официально признано – будут строить 26 реакторов до 2030 года (президентское послание федеральному собранию). От кого же понадобилось это скрывать? Среди политиков принято курс президента поддерживать единогласно, не говоря уже о состоятельных людях сегодняшней России. Получается, скрывать расположение новых АЭС можно только от людей – широкой общественности. Все остальные либо поддерживают, либо ничего не значат в политическом раскладе, а следовательно помешать реализаций каких-либо решений не могут. Оказывается, есть у нынешней власти слабые места и одно из них – боязнь нарваться на резкое народное неприятие планов атомного развития. В конце 80-х это уже привело к свертыванию ВСЕХ планов по развитию атомной отрасли в СССР. Видимо, мало. Хочется еще разок попробовать.

Но вернемся к госкорпорации. Ее создание — это ясный сигнал государства о том, что правительство и дальше намерено субсидировать атомную промышленность, не обращая внимания на экономическую сторону производства атомной энергии и экологические последствия работы атомных предприятий. В времена СССР государство  придерживалось ровно такой же политики и, как следствие, сегодня в России накоплено огромное количество ядерных отходов, для которых не выработано безопасного способа утилизации, а сотни тысяч квадратных километров российской территории  являются радиоактивно и химически загрязненными. Но даже учитывая все это – давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны: даже если государственные чиновники понимают убыточность атомной энергетики, а например в Министерстве экономического развития таковых немало – вряд ли они пойдут против президентской политики и потребуют свернуть целую промышленность. Не то чтобы кишка тонка, просто никто не хочет становится крайним (безработным).

Сама инициатива по созданию атомной госкорпорации свидетельствует, что
атомная промышленность не способна вписаться в рыночную экономику и стать прибыльной. Иначе ей не нужны были бы деньги налогоплательщиков
(государственные субсидии) для развития. Наоборот, будучи прибыльной, атомная промышленность стремилась бы избавиться от государственной опеки, чтобы привлечь частные инвестиции для своего  развития. Но в России сегодня прямо противоположная ситуация – атомщики умоляют государство выделить побольше бюджетных денег на строительство реакторов, разведку и добычу урана, производство ядерного топлива. И не нужно тешить себя иллюзиями о том, что среди атомщиков исключительно патриоты, мечтающие сохранить АЭС в руках государства. Если придет частный собственник, который повысит зарплаты в полтора раза они, поверьте, не откажутся.

Правда в том, что большинство предприятий ядерно-топливного цикла не могут себя окупить даже не смотря на то, что занимаются разными (в том числе коммерчески весьма востребованными) видами деятельности. В России регулярно обнародуются данные о заработках отдельных атомных компаний, но никогда не сообщается о том, сколько субсидий они получили из бюджета. Более того, в цену атомной энергии, якобы являющейся очень дешевой, до сих пор не включаются расходы на транспортировку и утилизацию ядерных отходов. По словам главы Росатома Сергея Кириенко, часть этих расходов начнут включать в цену в 2008 году. Посмотрим.

Россияне не поддерживают масштабное развитие атомной энергетики. По данным опроса ФОМ от февраля 2006 года, около 70% населения — против размещения новых атомных станций в их регионе. Однако, такие «мелочи» государство в лице Росатома учитывать не собирается. Господин Кириенко не устает повторять слова о необходимости общественного одобрения при строительстве новых АЭС. При этом в Росатоме хорошо известно о настроениях населения и это нисколечки не мешает сотрудникам ведомства планировать новые атомные блоки.

О сути законопроекта известно только то, что ранее заявлял глава Росатома, лицо прямо заинтересованное в отсутствии критики атомной госкорпорации: формируется корпорация, которой будут подчиняться акционерное общество «Атомэнергопром», предприятия ядерного оружейного комплекса, институты фундаментальной науки, предприятия, работающие в сфере ядерной и радиационной безопасности. Кроме того, в рамках ежегодного послания Федеральному собранию 26 апреля этого года Президент РФ Владимир Путин заявил: «В нашей стране за весь … советский период было построено 30 атомных энергоблоков. За ближайшие же 12 лет мы должны построить 26 блоков, причем — на основе самых современных технологий». Видимо, это и есть сверхзадача госкорпорации. И, нужно признать, что задача эта практически невыполнима. Судите сами, помимо планов в России, атомщики планируют построить в те же сроки до 60 энергоблоков зарубежом. Итого, свыше почти 90 реакторов за 23 года. Вместе с этим, в настоящий момент максимум на который способна промышленность – один реакторный комплект в год. Да и то лишь при идеальном раскладе — слаженной работе поставщиков, отсутствии задержек с финансированием и тд и тп. В России такое бывает чрезвычайно редко. Получается, что «план» выполним только если строить будем не только свои, но и японские, французские и американские реакторы впридачу. А это уж из серии фантастики.

В день принятия закона о госкорпорации Сергей Кириенко заявил в ГосДуме: «Категорически возражаю против того, чтобы ввозить Россию чужие радиоактивные отходы. В мире не существует полностью безопасного с экологической точки зрения способа переработки этих элементов». В этот же день в Санкт-Петербург прибыло судно Доггерсбанк с урановыми «хвостами» из Германии. Это – радиоактивные отходы, возникающие при обогащении урана, которых на предприятиях Росатома уже накоплено в количестве нескольких миллионов тонн. Вот и приходит на ум – может быть слова Сергея Кириенко означают обратное тому, что кажется на первый взгляд?