News

Муслюмово: эксперимент над людьми продолжается

Denis Kopeykin

Опубликовано: 10/08/2007

Автор: Виктория Копейкина

И через 50 лет после аварии на комбинате «Маяк» жители деревни Муслюмово продолжают пить радиоактивную воду. Росатом только делает вид, что решает проблему, считают экологи.

В сентябре исполнится 50 лет с момента одной из крупнейших ядерных катастроф XX века – взрыва емкости радиоактивных отходов на производственном объединении (ПО) «Маяк» в Челябинской области, приведшего к радиационному заражению значительной территории Урала. Однако своей повседневной деятельностью ПО «Маяк» продолжает, как считают экологи, медленно убивать людей в селе Муслюмово, которые проживают на реке, полной радиоактивных отходов, и пьют зараженную радионуклидами воду. В конце июля экологи провели пресс-конференцию в Москве и потребовали от Росатома прекратить эксперимент над людьми.

ПО «Маяк» и село Муслюмово
Производственное объединение "Маяк" работает в Челябинской области с 1947 года. Предприятие очищает отработанное топливо атомных подлодок и выделяет из него плутоний. Отходы в течение многих десятилетий сбрасываются в водоемы, вода из которых в конечном итоге попадает в реку Теча.

Отсутствие надежных технологий переработки и хранения радиоактивных отходов привели к тому, что с 1949 года часть сточных вод, содержащих радиоактивные вещества, сбрасывалась в реку Теча, причем до июля 1951 года сбросы были практически бесконтрольными. В результате радиацией оказалась заражена вся речная система, а жители прибрежных населенных пунктов подверглись серьезному облучению.

По данным Минздрава, «для предотвращения переоблучения населения» было переселено около 8 тысяч человек, проживавших на наиболее загрязненных территориях бассейна реки Теча». По не установленным причинам жители Муслюмова так и не были переселены, в отличие от населения сел ниже и выше по течению. Сегодня Муслюмово является ближайшим к месту сброса радиоактивных веществ комбинатом «Маяк» прибрежным населенным пунктом.

В 2005 году суд постановил, что «Маяк» несет угрозу здоровью людей и окружающей среде. Тогда же директор ПО «Маяк» Виталий Садовников был привлечен к уголовной ответственности за слив в реку Теча нескольких десятков миллионов кубометров жидких радиоактивных отходов. В 2006 году он был амнистирован в связи со 100-летием Государственной Думы.

Водный капкан
В распоряжении Челябинской городской эколого-просветительской общественной организации «Теча» оказалось Предписание местного отделения Роспотребназдора от 25 мая 2007 года Главе администрации Кунашакского района Т.Г.Янбаеву, в котором расположено Муслюмово, и Главе администрации МО «Муслюмовское сельское поселение» Ф.М.Курмашеву.

В нем в течение трех дней предписывается «прекратить использование питьевой воды из подземных источников централизованных систем питьевого водоснабжения села Муслюмово и станции Муслюмово», так как в водопроводной воде обнаружено альфаизлучение, превышающее норматив в 2-3 раза. До бурения новых скважин Роспотребнадзор предписывает местным властям обеспечить подвоз чистой воды.

Хотя в документе отмечено, что альфачастицы в неприемлемом количестве были выявлены еще в 2005 году, до сих пор жители села продолжают пить все ту же радиоактивную воду.

Ситуацию с зараженной водой экологи комментируют так: «Это не недосмотр, это система в Челябинской области вокруг ПО «Маяк». Все организовано таким образом, чтобы люди, проживающие на этой территории, получали радиацию внутрь организма для того, чтобы наблюдать, что с ними происходит».

«В документе упоминаются исследования 2005 года, но нам неизвестно, может быть, чиновники знают об этом уже 20 лет и просто игнорируют все предписания», — считает лидер «ТЕЧИ» Рамиля Кабирова.

bodytextimage_muslumovo_02.jpg

Экологов настораживает тот факт, что в воде были обнаружены именно альфа-частицы. «Альфа-радиоактивность в природе не встречается. Это означает, что в воде — плутоний, то из чего делают оружие. Искусственный, самый токсичный материал оказался в водных горизонтах. Представляете, какое его количество утекло с ПО «Маяк»? Это значит, что радиоактивная линза в подземном горизонте уже никуда не денется и будет мигрировать в какую-либо сторону», — пояснил Максим Шингаркин, директор общественного фонда «Гражданин».

Как было заявлено на пресс-конференции, власти поселения или района не в состоянии из местных бюджетов обеспечить альтернативное водоснабжение. У местных жителей есть все основания считать, что администрация Челябинской области знает об этом нарушении и не предпринимает никаких действий.

И это уже закономерность, так как слив радиоактивных отходов в реку Теча также до сих пор не остановлен, несмотря на то, что опасность этого очевидна и всеми признана. «Муслюмово — это единственный населенный пункт в России, экологическая обстановка в котором продолжает угрожать здоровью населения. В селе до сих пор существует вероятность превышения предельных концентраций выбросов», — заявил глава Росатома Сергей Кириенко, посещая Муслюмово в ноябре 2006 года.

Однако что же конкретно господин Кириенко сделал, чтобы с ПО «Маяк» не текла радиоактивная вода и не «угрожала здоровью населения»? — задают вопрос экологи.

И отвечают: ничего. Вода с содержанием различных радиоактивных элементов из производственного цикла ПО «Маяк» сбрасывается в открытый водоем, в верхний пруд Теченского каскада в разбавленном виде, она течет по прудам и накапливается в так называемом 11-м водоеме, огороженном земляной плотиной со старыми бревнами, близ болота, из которого вытекает река Теча. «В районе плотины прибор зашкаливает, показывает 12 тысяч микрорентген в час гамма-излучения при нормативе 20-50. В самом Муслюмово на берегу можно обнаружить и уровень около 4 тысяч», — сообщил на пресс-конференции Максим Шингаркин.

В качестве доказательства смертельной опасности зараженной воды в реке и водопроводе Максим Шингаркин привел следующий факт: диагноз "лучевая болезнь" недавно поставлен семилетней девочке, живущей на станции Муслюмово. По словам участников пресс-конференции, ребенок, скорее всего, не купался в Тече, русло которой огорожено колючей проволокой, но микрочастицы плутония могли попасть в его организм другими путями — в результате контакта с птицами и домашними животными, через питьевую воду.

Чиновники же с присущим им цинизмом рассуждают о строительстве новых ядерных объектов на Тече. Правда, загрязненная радиацией вода их все же беспокоит. В частности, во время визита Кириенко обсуждался вопрос возобновления строительства Южно-Уральской АЭС, было озвучено принципиальное решение — ЮУАЭС вошла в генеральную схему строительства объектов энергетики в России. Но как, по информации «Российской газеты», заявил глава Росатома, сейчас необходимо искать новую площадку для возведения станции. Прежняя не устроила Кириенко тем, что рядом «находятся загрязненные радиацией водоемы, которые нельзя использовать для получения энергии». «Строить кипятильник, который будет выпаривать загрязненную воду, стоимостью шесть миллиардов долларов, — это слишком», — возмутился он.

Медицинский эксперимент?
Экологи уверены, в Муслюмово идет большой медицинский эксперимент. Людей каждый год обследуют, но, как правило, не говорят, чем именно они больны, и никуда не отправляют на лечение. Самый распространенный диагноз, который там ставят – общее заболевание организма различной степени. В перечне заболеваний, утвержденном Российской Академией медицинских наук, такого недуга нет.

«На руки жители после обследования документов не получают, диагноза не знают, куда эти данные уходят, неизвестно», — отметила Рамиля Кабирова. Однако предположить это несложно. Эти люди, по словам чиновников от здравоохранения, стали уникальным объектом для наблюдений, данные которых вполне могут лечь в основу новых ядерных программ.

«В настоящее время жители с. Муслюмово входят в уникальную когорту, объединяющую всех жителей прибрежных сел реки Теча, подвергшихся хроническому радиационному воздействию … . Данная когорта в настоящее время представляет собой мировое значение для оценки величин риска канцерогенных (рак и лейкоз) и генетических последствий хронического облучения человека. Результаты наблюдений за членами когорты могут лечь в основу новых оценок пределов доз хронического облучения населения и персонала», — пишут авторы труда от 2001 года Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России, Уральского научно-практический центра радиационной медицины «Муслюмово: итоги 50-летнего наблюдения».

В своем труде они сравнивают состояние здоровья жителей Муслюмова и других, так называемых «контрольных» групп. В частности, авторы отмечают, что «коэффициент смертности от рака среди жителей с. Муслюмово за период 1950-1982 гг.) составил 129,0 на 100 000 человек, в контроле – 114,9 на 100 000».

Бассейн реки Теча является единственным регионом в мире, где у населения была отмечена так называемая «хроническая лучевая болезнь». При этом лечить людей никто не обещает. Чтобы получить квалифицированную медицинскую помощь им нужно добираться 50 км до Челябинска.

Миллиард рублей за смену вывески
Еще в 1994 году село и станция Муслюмово распоряжением правительства были отнесены к населенным пунктам, являющимся «зоной проживания с правом на отселение». В конце 2006 года на основании специального распоряжения правительства Росатомом на переселение, наконец, были выделены деньги. И сегодня, когда публично заявлено о ведущемся переселении, по словам Шингаркина, права жителей грубо нарушаются.

По планам Росатома только часть деревни подлежит переселению, другую – станцию «Муслюмово», также, согласно распоряжению правительства от 1994 года, не пригодную для жизни, оставят на прежнем месте, попросту дав ей новое название – Новомуслюмово.

«Мы были уверены, что нас переселят на чистые территории, мы так долго добивались этого», — говорит Рамиля Кабирова. Она в 1959 году родилась в Муслюмово и до сих пор там проживает. По ее словам, село разделили на две части, сказав, что лишь одна из них нуждается в переселении. И даже этим людям в результате предлагают переселиться на два километра в сторону, на территории того же муниципального образования – на станцию «Муслюмово», у одной из жительниц которого диагностировали лучевую болезнь и куда продолжает поступать питьевая вода с альфачастицами.

В Росатоме отреагировали на критику, заявив, что снабдят людей в Новомуслюмово чистой питьевой водой. Как сообщает ИА REGNUM, «новый поселок на станции Муслюмово будет обеспечен новым водозабором, находящимся в сильном удалении от Течи».

Еще один «аргумент», призванный убедить мулюмовцев переселиться на псевдоновую территорию — сохранение всех льгот. Именно ими прельщают людей чиновники, тем самым еще раз подтверждая, что они останутся жить на той же загрязненной территории. Людям раздают буклеты: «Не проспи свой новый дом, деньги дешевеют», призывая их быстро принять решение и переселиться в Новомуслюмово.

«Там происходит нечто парадоксальное: людей переселяют с одного края деревни на другой за миллиард рублей (именно столько было выделено на это средств)», — комментирует Святослав Забелин, член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

«В чем же смысл вкладывать такие деньги и оставлять нас на том же месте, область-то ведь большая? Мы всегда были для них научным материалом, и теперь они не хотят, чтобы «подопытные кролики» разбегались с этой территории. Они хотят изучать и в дальнейшем, как малые дозы влияют на здоровье людей», — делает вывод Кабирова.

Рога и копыта по-муслюмовски
Вызывает много вопросов и сама процедура переселения. Муслюмовцам через некоммерческую организацию сомнительного происхождения «Фонд содействия переселению села Муслюмово», московские телефоны которой находятся в здании Росатома, предлагают продать свои дома за 1 млн. рублей. На момент заключения договора из дома должны быть выписаны все члены семьи, остается только собственник жилья. При этом несовершеннолетние дети (если они там проживают), вопреки закону, остаются без социальных гарантий и без прописки.

Людям говорят, что миллион за их дома – это завышенная как минимум втрое сумма. Это верно, так как они находятся на загрязненной атомом «на благо» государства территории. Желающие переехать в Челябинск, поближе к лечебным учреждениям, и иметь постоянную возможность лечиться смогут за эти деньги приобрести только однокомнатную квартиру в плохом состоянии в промышленной зоне.

Ответственные лица докладывают президенту Путину, что вопрос решен. На деле же, по словам участников пресс-конференции, без проблем правом и деньгами на переселение могут пользоваться только те, кто соглашается жить в Новомуслюмово. Всех остальных до недавнего времени вынуждали совершить следующую процедуру: люди должны были где-то найти собственность, договорится о том, что ее покупают, приехать в фонд, а фонд через частную риэлтерскую фирму заключал сделку с лицом, продающим эту собственность. Человек на руки денег не получал, а просто переезжал в однокомнатную квартиру в промзоне. Перед этим он должен был оформить все документы, взять в собственность старый дом и радиоактивную землю, выписать родственников, а потом от нее отказаться, заплатив за сделку риэлтерской конторе.

Экологи вступились за местных жителей, после чего ситуация несколько улучшилась. «Людям хотя бы стали выплачивать на руки этот миллион рублей. Пока эти деньги получили только 300 человек, хотя даже по замыслам Росатома, нужно переселить 3 тысячи, реально же в новом месте жительства нуждаются 6 тысяч человек», — говорит Кабирова.

Получается, что государство сначала признает проблему, а потом превращает в фарс ее решение. Тем временем люди продолжают пить опасную для жизни воду и жить на зараженной территории. Что это? Безответственность отдельных региональных и ведомственных руководителей или, действительно, система, в которой чиновники до сих пор настолько уверены в своей безнаказанности, что не ждут от простых сельских жителей серьезных действий по отстаиванию своих прав. Напрасно.

Комментарий юриста "Беллона.Ру" Нины Поправко

—Территория деревни Муслюмово давно уже должна быть объявлена зоной экологического бедствия.

В соответствии с законопроектом № 115008-3 ФЗ «О зонах экологического бедствия», предусмотрен целый комплекс мероприятий, направленных, на снижение воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения.

Нормами законопроекта предусматривается, что для организаций, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводится обязательное страхование экологических рисков, а возместить вред, причиненный окружающей среде и населению, в результате действий и бездействия обязаны ни только юридические лица, но и органы государственной власти.

Правда, законопроект с 2001 года находится на рассмотрении в Государственной Думе и явно приоритетным не является.