News

Вернутся ли к развитию ветроэнергетики в Калининграде?

Galina Raguzina

Опубликовано: 29/07/2007

Автор: Галина Рагузина

В конце июня в Калининградской было области решено отказаться от строительства первого в стране морского парка ветрогенераторов. Об этом заявила компания «Янтарьэнерго», оператор сетей и одновременно владелец . Окончательное ли это решение?

Проект должен был стать крупнейшим в России в области чистой электроэнергетики. В конце июня энергетики заявили об отказе от этой идеи. Причина — в том, что поддерживая тепловую и атомную энергетику, государство отказывает в поддержке ветрякам, обрекая их самостоятельно выживать в рыночной среде.

Первый ветропарк в Калининградской области (в районе Куликово) открыли в 2002 году, тогда на побережье Балтийского моря торжественно был открыт до сих пор остающийся крупнейшим в России парк ветрогенераторов. Калининградская область является эксклавом как для российской территории, так и для российской энергетики. В регионе отсутствуют собственные мощные энергоисточники, а все виды углеводородного топлива являются ввозимыми, и поэтому «Янтарьэнерго» проявило интерес к использованию местных возобновляемых энергоресурсов, в частности к проектированию, строительству и промышленной эксплуатации современных ветроэнергетических комплексов.

В начале 2007 года существующий комплекс из более чем двадцати ветроустановок вырабатывал 5,1 мегаватт , в то время как региону требуется более 500. Как подчеркивали в «Янтарьэнерго», создание морской ветроэлектростанции на 50 мегаватт — решение не столько экономическое, сколько политическое, продиктованное заботой о будущих поколениях. Однако в конце июня «Янтарьэнерго» заявило, что при нынешней системе, в том числе из-за отсутствия поддержки со стороны законодателей, строительство ветряков будет оставаться невыгодным.

По данным экспертов, стоимость морского ветропарка — около 150 млн евро. Впрочем, в отличие от строительства, например, атомных электростанций (АЭС), не требуется тратить все эти средства сразу, — ветряки могут вводиться в эксплуатацию один за другим, в то время как блок АЭС «запирает» вложенные средства на время строительства до ввода в эксплуатацию на восемь-десять лет.

Напомним, что в мае этого года РАО «ЕЭС России» отказалось финансировать строительство второго блока Калининградской ТЭЦ до получения гарантий по поставкам газа от ОАО «Газпром». При этом Росатом и местные чиновники вновь заговорили о необходимости строительства АЭС. При том, что АЭС при нормальной работе порождают радиоактивные отходы, и проблема обращения с ними до сих пор не решена — отходы будут оставаться опасными да протяжении тысячелетий.

«Вся Европа стоит в ветряках. У нас же никакой поддержки от государства нет. Вот если говорить об этом проекте в заливе, для того чтобы разместить 50-мегаватный парк,, то неизвестно в какой срок мы его окупим», — рассказал Григорий Гришаков, директор ТЭЦ-1 ОАО «Янтарьэнерго», журналистам Рен-ТВ.

Ветроэнергетика в Европе начала бурно развиваться в результате нефтяного кризиса 1970-х годов, причем долгое время — при существенной поддержке со стороны государства. В России отсутствует законодательная база, в том числе региональная, хотя РАО ЕЭС недавно и предложило поддерживающий чистую энергию законопроект.

«Там затрат гораздо больше. Ремонт котлов это… вы даже представить себе не можете! Каждый год капитальный ремонт, текущий ремонт. Здесь гораздо проще», — Андрей Кравченко, инженер службы малой энергетики ОАО «Янтарьэнерго»:

Калининградская область обладает значительным потенциалом ветроресурсов. Территория области представляет собой низменную равнину, понижающуюся в сторону моря и имеющую протяженную береговую линию, где среднегодовая скорость ветра составляет 5-6 м/с.

«В Китае говорят, что нет ничего хуже, чем ветер перемен. Но кто-то защищается от ветра, а кто-то поворачивается к нему лицом и использует его силу себе на благо. Так научились делать мы в Дании. Так теперь делаете вы в России», — заявила пять лет назад на торжественном открытии Куликовской ветроэлектростанции 26 июля 2002 года Эва Элбайт Йонгенсен, первый советник датского министерства экологии и энергетики и уроженка этих мест — госпожа Йонгенсен родилась в начале Второй мировой войны в 20 километрах от Кенигсберга, в местечке, ныне носящем название Пограничное.

Уже в период строительства первого ветропарка российская и датская стороны параллельно вели переговоры о возможности дальнейшего сотрудничества в области ветроэнергетики. 18 декабря 2001 года было подписано соглашение «О намерениях взаимовыгодного сотрудничества в возведении в Калининградской области первой коммерческой ветроэлектрической станции морского базирования мощностью 50 мегаватт».