News

BNP Paribas и «терроризм» по Кириенко

Опубликовано: 06/06/2007

Автор: Владимир Сливяк

5 июня, во Всемирный день охраны природы, провозглашенный ООН, федеральные СМИ России об экологии все больше молчали.

Региональные же бодро рапортовали о том, кто и сколько речек очистил. По давней российской традиции о том, что за речками вообще-то должны следить соответствующие органы, имеющие бюджетное финансирование ни слова сказано не было. А зачем, собственно? Ведь всем хорошо – чиновники спишут себе в карман пару бюджетных миллионов за очистку озер и речек, для которой они ничего не делали, граждане – от школьников до водолазов – чувствуют, что сделали хорошее дело, проходящий мимо обыватель в кои-то веки похвалит. Хорошее дело не в смысле, что помогли бурно цветущей российской коррупции, а в смысле водоем благоустроили. Ну вы поняли.

Впрочем, не рассказывали в этот день СМИ еще много о чем. Например о том, что в 14 столицах разных стран мира экологи проводили акции протеста и приносили петиции в отделения пятого по величине европейского частного банка BNP Paribas.

Любители тенниса это название должны хорошо знать – все ж таки главный спонсор открытого чемпионата Франции по теннису, где в этом году в полуфинал вышли несколько россиян. И если кому-то из них пофартит выиграть турнир, то BNP Paribas автоматически получит халявную рекламу на крупнейших российских федеральных каналах телевидения, которые несколько дней будут демонстрировать чемпиона в прайм-тайм в выпусках новостей и спецпрограммах. Так что смотрите новости – там название этого банка непременно мелькнет. Впрочем, вернемся к экологам. Их недовольство вызвано тем, что французские банкиры намереваются профинансировать строительство АЭС Белене в Болгарии.

К слову сказать, московское отделение BNP Paribas тоже получило соответствующее письмо, посланное организацией «Экозащита!», с призывом не финансировать болгарскую АЭС. И связано это не только с международной солидарностью, но и с тем, что основным подрядчиком в проекте является российский Атомстройэкспорт.

Обратившись к событиям прошлого года, напомню как российские атомщики выиграли этот первый европейский контракт. Было несколько соперников, за каждым из которых стоял один или несколько частных банков из разных стран, готовых в случае победы финансировать проект. Однако после обращений в эти банки представителей коалиции зеленых из 24 стран все эти банки отчего-то передумали. И остался один Атомстройэкпорт. Без финансирования. Представляю себе, что творилось бы в российских СМИ, если в результате акции зеленых Атостройэкспорт потерял поддержку каких-либо банков и не выиграл тендер. «Российская», «Известия», «Коммерсант» и «Ведомости» тут же начали бы цитировать каких-нибудь Кириенко с Новиковым, рассказывающих о заказе мировой закулисы, манипулирующей международным экологическим движением с целью пустить Россию по миру и лишить ее … о боже …. атомной промышленности – поилицы, кормилицы, за-пивом-бегальщицы. В Европе после такого поворота не нашлось ни одного издания, которое бы в чем-то подобном упрекнуло экологических активистов своей страны. Как говорится, парадокс.

Для несведущих в делах болгарских расскажу об АЭС Белене, самую малость. А ты, читатель, уж сам как-нибудь разбирайся что такое хорошо и что такое плохо.

Стройплощадка Белене находится в сейсмоопасной части северной Болгарии, недалеко от границы с Румынией. Во время последнего крупного землетрясения, эпицентр которого находился в 14 км от стройплощадки АЭС, погибло 120 человек. Было это в 1977 году. Не смотря на эту особенность региона, советско-болгарская власть начала строить там АЭС в 1985 году. Вскоре, после Чернобыля, начались протесты, а местная академия наук настолько осмелела, что провела исследование, в выводах которого значилось: тряхнуть может так, что костей не соберешь.

В начале 1990х настало новое время и болгарской Кабинет министров прекратил строительство Белене, назвав проект «небезопасным с технической точки зрения и неэкономичным». Но в начале 21-го века ветер снова поменялся. Болгарии пришлось по требованию Евросоюза остановить 4 из 6 блоков единственной в стране АЭС, в городе Козлодуй. К слову сказать, за 10 лет до этого инспекторы МАГАТЭ, посетившие АЭС Козлодуй, единственный раз в истории своего агентства заявили, что ЭТО нужно закрыть и желательно прямо сейчас. Совету последовали неохотно и только под угрозой непринятия в ЕС. Но такой расклад новую болгарскую власть никак не устраивал – на что жить в Евросоюзе, если не торговать дармовой электроэнергией? Имеющаяся станция в Козлодуе во всех смыслах была дармовой – строил ее еще СССР за собственные деньги. Но в 2004 году выход все-таки был найден – возобновить проект Белене!

С тех пор, узнав что это за проект, его отказались финансировать такие «немаленькие» структуры, как Deutsche Bank, Commerzbank, UniCredit, Société Géneral, Citibank, Credit Suisse. И вот теперь экологи пытаются отговорить еще и BNP Paribas.

Как вы уже поняли, российским СМИ все это глубоко безразлично. И действительно, ну чего нам до какой-то там Болгарии. Ну потрясет там разок другой, ну треснет реактор пополам, так где Болгария, а где мы. И бес с ними. Другое дело, если бы АЭС Белене хотели строить не российские атомщики, а французы или американцы. Вот тогда, при определенном раскладе в виде звонка откуда надо, можно было бы рассчитывать даже на передовицу «Российской». Экологи были бы спасителями, а американцы такими злодеями, что не приведи господи увидеть в ночном кошмаре. Мало того, что ПРО в Европе устанавливают, так еще и атомную бомбу на Балканах закладывают. Но это я уже размечтался. В Болгарии Атомстройэкспорт, а не Вестингхаус, поэтому передовиц федеральных газет нужно ждать не раньше очередного землетрясения в районе болгарско-румынской границы.

Ну да бог с ними, с болгарами. Зато 5 июня ярко и задорно выступил глава Росатома Сергей Кириенко. Первый канал уделил этому отдельный сюжет: «Сергей Кириенко считает необходимым бороться с так называемым "информационным терроризмом"». В качестве примера он назвал волну слухов вокруг Волгодонской АЭС. Сергей Кириенко: «Это не случайность, это не ошибка, а это хорошо спланированное действие, когда по домам гражданам раздаются звонки с ложным сообщением о взрыве и с предложением обзванивать друзей и знакомых, это хорошо спланированная информационная акция. И это то, что называется "информационным терроризмом". К этому мы тоже должны быть готовы, поскольку понимаем, что такие провокации и такие методы раскачивать ситуацию могут применяться».

Видимо, никаких фактов, подтверждающих слова Кириенко пока нет, иначе главный атомщик уже гневно потрясал бы ими с трибуны, а генпрокурор уже взял бы под козырек и побежал ловить информационных террористов. Ни записей этих самых телефонных звонков, ни каких-либо других доказательств. Зато домыслов – вагон и маленькая тележка.

А на самом деле ведь очевидно, почему в России любой слух о ядерной аварии способен породить страх и паранойю у населения вне зависимости от того, что произошло на самом деле и как это комментируют Росатом с МЧС и гражданской обороной. Население тотально не верит тому, что говорится официально. Ни слову. Ни на секунду. И готово 10 раз отравиться йодом, исходя из того, если вдруг взорвалось — ни Кириенко, ни Путин им уже не помогут, а йод — может быть да.

Радиофобия и паранойя? А моей точки зрения, естественное поведение человека, который хочет выжить и понимает: случись что по-настоящему, о нем, обычном человеке, никто и не вспомнит. И вполне могут оставить на произвол судьбы, как это уже случилось с ликвидаторами, которым государство многое обещало, да почти ничего не выполнило.

Понимает ли это Кириенко? Уверен, что да. Просто между поиском мифических террористов-телефонистов и публичным признанием того, что у людей есть 100% обоснованный страх перед возможными атомными авариями и этот страх невозможно победить, Кириенко выбирает первое. И это – моральный дефолт. Даже не самого Сергея Владиленовича, а атомной промышленности, которая оказалась катастрофически неспособна убедить людей в своей безопасности. И поэтому развиваться эта промышленность может лишь только в обществе, где нет демократии, где люди понимают, что никто о них не позаботится, кроме них самих, где расцветает коррупция и мнение граждан не значит ровным счетом ничего, где не государство имеет обязательства перед населением, а только люди вечно обязаны прислуживать своей власти, не задавая вопросов. Но это изменится. Может не в этом и не в следующем году, но обязательно изменится. А пока, говорите-говорите, Кириенко, микрофон первого канала в вашем распоряжении…