News

Резолюция Круглого стола общественных экологических организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Опубликовано: 27/05/2007

Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Грызлову Борису Вячеславовичу

Председателю Комитета по науке, культуре,
образованию, здравоохранению и экологии
Совета Федерации Федерального Собрания
Шудегову Виктору Евграфовичу

Председателю Правительства РФ
Фрадкову Михаилу Ефимовичу

Резолюция

Круглого стола общественных экологических организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области

на тему: «Обсуждение Федерального закона от 18.12.2006г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»

Санкт-Петербург « 19 » апреля 2007г.

Участники заседания, обсудив Федеральный закон от 18.12.2006г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон), дали крайне негативную оценку Закона в связи с фактической отменой государственной экологической экспертизы в России.

1. Институт государственной экологической экспертизы рассматривается участниками Круглого стола как основная гарантия реализации ст. 42 Конституции РФ о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Принципиальное значение имеет учет общественного мнения при реализации проектов хозяйственной деятельности. Процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и государственной экологической экспертизы, в том числе общественной экологической экспертизы, оправдывала себя как возможность граждан и общественных объединений высказывать свое мнение по намечаемой хозяйственной деятельности и, с другой стороны, являясь положением, закрепленным на уровне закона, обязывала органы государственного экологического управления принимать предложения граждан и учитывать их.

По некоторым данным последних лет, до принятия Закона ежегодно 1/5 материалов, направляемых на экологическую экспертизу, имели отрицательную оценку или отправлялась на доработку.

Перечень экологических прав граждан, установленный ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит право на инициирование проведения общественной экологической экспертизы и участие в ней в установленном порядке. Но поскольку установленные Законом объекты экологической экспертизы (ст.ст. 11, 12 Федерального закона от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в ред. ФЗ № 232), носят неопределенный характер, и их круг ограничен, реализовать это право практически невозможно.

2. Закон внес негативные изменения в природоохранные положения таких актов как:

  • Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в части устранения принципа обязательности проведения экологической экспертизы – абз. 11 ст. 3, п. 2 ст. 32, п. 3 ст. 36 и др.);

  • Федеральный закон от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (абз. 3 ст. 10, ч. 6 ст. 28, ч. 3 ст.30 и др.);

  • Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (п. 2 ст. 10);

  • Федеральный закон от 2 мая 1997 года № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» (абз. 10 ст. 12);

  • Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (абз. 13 ст. 1) и другие.

3. Изменения, внесенные Законом, оцениваются участниками заседания Круглого стола отрицательно, поскольку государственная экологическая экспертиза является превентивной мерой. До вступления в силу Закона, проекты по которым не имелись положительные заключения государственной экологической экспертизы не подлежали реализации. С 1 января 2007г. предупредительная мера воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду фактически отсутствует.

4. В соответствии с Законом под экологической экспертизой понимается установление соответствия документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды. На сегодняшний день ни один экологический технический регламент не принят. Создается правовой вакуум, когда без учета мнения общественности могут реализовываться опасные для здоровья населения проекты, такие как атомные электростанции и другие.

5. Закон противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права – Декларации Стокгольм 1972г., Рио-де-Жанейро 1992г., и др. Так, Конвенция ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991г. (Эспо), подписанная Россией в том же году, содержит весьма широкий перечень объектов: ТЭЦ, АЭС, автомагистрали, скоростные дороги, трассы железнодорожного сообщения, аэропорты и другие. А под «воздействием на окружающую среду» понимаются любые последствия планируемой деятельности, как прямое, так и косвенное воздействие на человека, природные объекты и их взаимодействие. Закон, изменив предмет экологической экспертизы, не предусматривает подобных характеристик и излишне формализован, что препятствует доступу населения к экологически значимой информации.

6. Последствиями фактического упразднения экологической экспертизы как меры по предупреждению нанесения экологического вреда с обязательным участием общественности является бесконтрольное усугубление ситуации неблагоприятной экологии в России и нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Считаем, что все вышеуказанные обстоятельства являются основанием для отмены Федерального закона от 18.12.2006г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

На основании изложенного, участники Круглого стола общественных экологических организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области решили:

Направить настоящую резолюцию в Государственную Думу ФС РФ, Совет Федерации ФС РФ, Правительство РФ для ознакомления и учета о необходимости:

1. Принять Федеральный закон «О признании утратившим силу Федерального закона от 18.12.2006г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»

2. Принять Федеральный закон «О признании утратившим силу ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ»

3. Принять Федеральный закон «О ратификации Конвенции Экономической Комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991г.»

Ответ просим направить по адресу: 191015, С. Петербург, Суворовский пр., д. 61, а/я 15

Подписи под резолюцией:

1. О.Н.Сенова, "Друзья Балтики"

2. Г.В.Шабарин, ИА "Устойчивое развитие"

3. А.В.Федоров, Центр экологических инициатив

4. А.Н.Сутягин, Проект "Мониторинг БТС"

5. Д.А.Артамонов, руководитель Санкт-Петербургского филиала ОМННО "Совет Гринпис"

6. Л.С.Зернова, Ассоциация экологических журналистов Санкт-Петербурга

7. А.Е.Шкребец, АНО "Трансграничное экологическое информационное агентство"

8. Т.П.Кудрявцева, председатель совета природной школы "Остров"

9. И.Г.Несветаева, заведующая отделом ЦПКС "НМЦ"

10. О.И.Лагутенко, методист Эколого-биологическогоцентра ДДТ Приморского района

11. В.А.Масленников, учитель биологии, школа 421

12. Л.Г.Тимофеева, методист ГОУ "СПбГ ДТЮ", эколого-биологический центр "Крестовский остров"

13. В.А.Тищенко, учитель химии, школа 437

14. К.В.Лебедева, педагог-организатор ГОУДОД ЦДЮТ "Южный берег"

15. Л.А.Симонова, заведующая отделением ГУ ВО Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Феникс", г. Вологда

16. Т.В.Шабарин, ИА "Устойчивое развитие"

17. Л.В.Алексеева, учитель, школа 137, доцент РГПУ им. А.И.Герцена

18. Е.А.Киреева, ДДТ "Павловский"

19. Т.П.Кудрявцева, педагог, эколого-биологический центр "Биотоп"

20. В.Ф.Левченко, ENWL

21. Д.А.Антонюк, ЦПГИ "Участие", г. Псков