Россия вступает в рынок квот по Киотскому протоколу

ingressimage_Kioto.jpg

Тем самым РФ сделала достаточно важный шаг по пути реализации важнейшего международного соглашения. Напомним, что Протокол к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата был принят на третьей Конференции Сторон в 1997 году в Киото. Протокол вступил в силу после того, как его ратифицировали 55 стран. Согласно его условиям страны обязуются к 2008-2012 года сократить выбросы вредных газов на 5% по сравнению с уровнем 1990 года. Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года – через 60 дней после ратификации его Россией. Сегодня Киотский протокол объединяет свыше 130 стран. 1 января 2006 года в Париже открылась биржа Евросоюза по торговле квотами на выбросы парниковых газов. И в первый день там прошла первая сделка – было продано 5 тыс. тонн углекислого газа по цене 8,4 евро за тонну.

В качестве подзаконного акта, детализирующего Киотский протокол, были приняты так называемые Марракешские соглашения. Согласно им механизм взаимодействия стран определен таким образом: торговля квотами на выбросы парниковых газов, Проекты совместного осуществления, когда продавец взамен отданных квот получает новейшие технологии, и Проекты Совместного Осуществления, выполняемые на территории развивающихся стран. Отметим также, что в Марракеше российская делегация смогла добиться принятия всех важных для нашей страны решений. А они касались доподнительных квот на зачет деятельности по устойчивому управлению лесным хозяйством, более мягкой системы отчетности о выбросах, отсутствия серьезных ограничений по выбору Проектов Совместного Осуществления (ПСО) и м ногого другого, что крайне выгодно нашей стране.

После этих общих замечаний, надо подчеркнуть, что присоединившись к Киотскому протоколу, Россия долгое время практически ничего не предпринимала для реализации возможностей, заключенных в нем. В феврале нынешнего года в Санкт-Петербурге был проведен Международный семинар, обсудивший проблемы и барьеры на пути реализации протокола. Едва ли не в один голос ученые, специалисты, экологи утверждали, что на федеральном уровне в этом плане или ничего не предпринимается, или делается непозволительно медленно. Например, не была даже создана хоть какая то система учета выброса промышленных газов в атмосферу, а без этого ни о каком сотрудничестве с другими странами и говорить не приходилось. И это при том, что многие предприятия на местах проявили очень большую заинтересованность в продаже квот на выбросы углекислого газа.

И вот, наконец первый шаг сделан: Москва подала начальный отчет на рассмотрение секретариата ООН. Согласно ему в 1990 году (год выбран в качестве базового всеми государствами, сторонами Киотского протокола) Россия выбрасывала 3 216 326 719 тонн эквивалента двуокиси углерода, что на 190 млн. тонн меньше показателей январской оценки. Россия обязалась удерживать объем ежегодных выбросов на уровне 1990 года в течение 5 лет, – сообщило агентство Point Carbon.

Если отчет правительства России будет одобрен ООН, в период с 2008 по 2012 года
страна сможет выбрасывать именно это количество эквивалента СО2 без применения к ней штрафных санкций. Если в этот период выбросы России будут ниже установленной нормы, правительство страны сможет продать излишек квот на международном углеродном рынке.

Согласно инвентаризации выбросов парниковых газов, проведенной в 2004, году Россия выпустила 1 953 миллиардов тонн СО2, что на 1.3 млрд. меньше выбросов 1990 года.

Чтобы получить право участия в гибких механизмах в рамках Киотского протокола, а впоследствии и в торговле на углеродном рынке, начальный отчет России должен получить одобрение ООН. Стране также необходимо завершить учреждение реестра углеродных квот.

Летом этого года Россия планирует начать подключение к международному журналу
операций ООН.

Как ни печально констатировать, но первоначальный отчет подан Россией под довольно сильным нажимом международных организаций. Так, например, Мировой банк несколькими месяцами раньше принял решение приостановить в России внедрение схемы зеленых инвестиций, которые предназначались для создания условий сделок с квотами на парниковые газы, поскольку Москва не поддержала соответствующий проект.

Больше года назад Мировой банк выделил 725 000 долларов на внедрение Схемы зеленых инвестиций в России. Россия обладает огромным потенциалом ЕУК (несколько сотен миллионов квот), которые она может продавать странам, не выполняющим обязательства Киотского протокола. Однако поскольку излишек квот был получен в основном за счет выпуска горячего воздуха, а не достижения реальных сокращений выбросов, покупка таких кредитов не соотносится с политическими требованиями стран многих потенциальных покупателей.

В результате внедрения схемы зеленых инвестиций в России большая часть прибыли стала бы поступать уже не от продаж ЕУК, а от осуществления проектов с использованием более экологически безопасных технологий. Такие условия смогли бы заинтересовать потенциальных покупателей, но инициатива Мирового банка не принесла ожидаемых результатов.

"Мы не можем продолжать осуществление проекта, если русское правительство не
поддержит его" – сообщил Point Carbon представитель Мирового банка в Москве Гельмут Шрайбер.

"Мы сообщили о назначенном крайнем сроке, но со стороны правительства не последовало никакой реакции. Таким образом, в данный момент мы не готовы начать осуществление проекта" – добавил он.

В июне прошлого года на конференции в Москве Шрайбер сообщил, что Мировой банк перенес крайний срок для выдачи Россией писем поддержки на сентябрь. Но Россия до сих пор не дала "зеленый свет" внедрению схемы зеленых инвестиций. Кроме этого Москва должна еще оправдать ожидания участников рынка и утвердить регулирующую документацию для одобрения и внедрения проектов СО.

Вадим Гладилов