Экономия энергии в России – реальная политика или декларации?

ingressimage_pipes.jpg Photo: Denis Kopeykin

Мероприятие в Москве было организовано Международным партнерством по возобновляемой энергетике и энергоэффективности (REEEP) и Центром устойчивого энергетического развития при участии Комитета по энергетической стратегии Торгово-промышленной палаты РФ. На круглом столе присутствовали представители четырех ключевых министерств, занятых в разработке мер по энергосбережению.

По данным Минэкономразвития (МЭРТ), которые привел начальник отдела экономики окружающей среды Олег Плужников, «повышение энергоэффективности в промышленности, энергетике, ЖКХ, на транспорте может дать экономию до 370-380 млн тонн условного топлива в год, что эквивалентно 60% объема всей добываемой в России нефти».

По данным Международной финансовой корпорации, российская экономика является одной из самых энергоемких в мире – приблизительно на одном уровне с Северной Кореей и Нигерией. По данным на 2002 год, энергоемкость ВВП в России составила 23,3 кВт-ч/$, тогда как в среднем по миру эта цифра равна 3,7 кВт-ч/$. При этом в стране потребляется около 6% мировой энергии.

Однако до сих пор остается неясным, какие конкретные меры принимаются для снижения энергозатрат как в промышленности, так и в системе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

На круглом столе были неоднократно упомянуты поправки к федеральному закону 1996 года «Об энергосбережении», которые вводят количественные показатели и экономические нормативы энергоэффективности, штрафы за перерасход энергии. При этом чиновники не уточнили сроки рассмотрения и принятия поправок, которые лежат под сукном уже несколько лет.

Кроме того, одной из задач круглого стола была заявлена подготовка аналитической записки о мерах в области энергосбережения, которая будет направлена вице-премьеру Дмитрию Медведеву, в чьем ведении находятся, в частности, вопросы контроля реформы ЖКХ. Предварительный текст этого документа журналистам роздан не был.

Минпромэнерго в поиске
Представитель Минпромэнерго представил на круглом столе федеральную целевую программу «Повышение эффективности энергопотребления в Российской Федерации на период до 2015 года», существующую пока только виде концепции и до сих пор не прошедшую согласование с Минэкономразвития.

По словам Сергея Михайлова, замдиректора департамента ТЭК Минпромэнерго, главная задача программы – «довести к 2015 году долю энергоемкости российской промышленности до 52% от уровня 2005 года».

Основные цели и мероприятия программы – разработка нормативов энергоэффективности по отраслям, менеджмент и аудит энергетической эффективности – это именно те меры, которые уже были предусмотрены фактически забытыми поправками к закону «Об энергоэффективности».

В этой связи возникает вопрос: не станет ли стратегия (если, конечно, она будет утверждена до наступления 2015 года), очередной декларацией?

Помимо подготовки стратегии, Минпромэнерго участвует в деятельности рабочей группы по энергоэффективности в рамках диалога «Россия-ЕС» и совместно реализует проект повышения энергоэффективности в нескольких пилотных регионах, который продлится 16 месяцев.

По словам Михайлова, проект «позволит доработать правовую базу в области энергоэффективности, разработать конкретные организационные и финансовые механизмы внедрения энергоэффективных решений, и, наконец, выйти на разработку ТЭО наиболее жизнеспособных проектов по трем основным направлениям: в промышленном секторе (Калининградская область), в сфере производства энергоресурсов (Астраханская область) и в сфере потребления энергоресурсов (Архангельская область)».

Однако все это не заменит реальной государственной политики в сфере энергосбережения. По мнению экологов, на данный момент нет недостатка в материалах, законодательных инициативах и экспертах, нужна лишь политическая воля.

ЖКХ на продажу
Минрегионразвития готовит федеральную целевую программу модернизации жилого фонда, она, «имея емкость 3 трлн рублей, тем не менее, позволит реализовать вопросы энергоэффективности и вопросы модернизации жилья», – об этом рассказал Павел Королев, второй заместитель директора Департамента ЖКХ.

Также он сообщил, что проект закона «О финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ» прошел первое чтение в Госдуме РФ. Проект предполагает реструктуризацию задолженности этих предприятий перед бюджетом. Однако Королев явно поторопился с этим утверждением, так как через два дня после круглого стола комитет Госдумы по собственности рекомендовал отклонить законопроект в первом чтении. Комитет считает, что все вопросы реструктуризации долгов этих предприятий необходимо решать через закон «О несостоятельности (банкротстве)». А вариант правительства лишь позволит большинству должников уйти от уплаты долгов, сообщает газета «Коммерсант».

Дискуссии продолжатся, когда проект будет рассматривать главный ответственный за него думский комитет – по промышленности.

Представители Минрегионразвития в свою очередь утверждают, что предлагаемые ими меры – единственный способ повысить инвестиционную привлекательность предприятий, иначе никто не согласиться их приватизировать, так как более чем у 50% из них отрицательный баланс.

Справка

Суммарная кредиторская задолженность предприятий ЖКХ в 2006 году составила 303 млрд. рублей, дебиторская задолженность – 305 млрд. Более 60% организаций ЖКХ являются убыточными, их убытки к 2006 году составили более 74 млрд. рублей.

В регионах уже есть опыт по модернизации ЖКХ и значительному снижению его энергоемкости силами местных бюджетов. Но в правительстве явно хотят перевести всюм систему на рыночные рельсы как можно быстрее, не задумываясь о последствиях для потребителей.

Кому нужны проекты по энергосбережению?
Постребность в энергосбережении в МЭРТе объясняют необходимостью экспорта газа. «Если мы поддержим экспорт, будут проблемы с поставками на внутренний рынок», – отметил Плужников.

Плужников заявил, что из всего потенциала энергосбережения в России проектами обеспечено лишь 4-5%. Однако в ходе круглого стола выяснилось, что реальные технологии и проекты по повышению энергоэффективности действуют в целом ряде регионов России без поддержки на федеральном уровне, а зачастую даже при противодействии со стороны различных контролирующих органов.

По словам Ирины Язвиной, заместителя генерального директора объединения «Росинформресурс», региональные программы по энергоэффективности наталкиваются на проблемы со стороны прокуратуры, которая, указывая на закон «О разграничении полномочий», уверена, что подобные проекты должны осуществляться только при наличии соглашения с правительством.

Однако, несмотря на инертность федеральных органов, именно повышение эффективности использования энергоресурсов, по мнению большинства экспертов, – одна из приоритетных задач российской экономики на ближайшие 5-10 лет. Это обусловлено двумя основными причинами: высокая энергоемкость снижает конкурентоспособность российской продукции на внутренних и внешних рынках; энергоэффективность – один из важных элементов обеспечения энергетической безопасности страны.

Виктория Копейкина