News

«Дорожная карта» – путь к Чернобылю

Опубликовано: 16/04/2007

Автор: Вера Пономарева

«Беллона» поддерживает всероссийский день акций против строительства АЭС и напоминает об опасности «мирного атома». Экологи предупреждают, что грандиозные планы правительства могут привести к новым авариям. Накануне 21 годовщины Чернобыля «Беллона» готовится выпустить доклад, в котором специалисты дадут независимую оценку последствий этой катастрофы.

19 апреля должна быть утверждена генеральная схема размещения генерирующих мощностей до 2020 года, включая атомные станции – так называемая «Дорожная карта». 16 апреля, накануне правительственного решения, по всей России стартуют акции протеста против строительства АЭС в разных регионах страны.

«Беллона» присоединяется к протестам и призывает правительство отказаться от опасных решений, которые могут принести вред будущим поколениям. Делая ставку на атомные станции, нужно учитывать не только инвестиции, но и последствия для экологии и здоровья людей, заявляют экологи.

«Мы ведем себя как страусы. Прячем голову в песок и не хотим думать о будущем. Живем только одним днем. А ядерный бизнес – только сиюминутной выгодой», – говорит председатель экологическогоправозащитного центра «Беллона» Александр Никитин.

Экологи напоминают о том, что атомная энергетика чревата массой нерешенных проблем. АЭС ежедневно нарабатывают радиоактивные отходы, вопрос окончательного захоронения или переработки которых не решен ни в одной стране мира. По мнению Никитина, нельзя полностью исключить возможность аварий на новых реакторах:

«Катастроф в любом техногенном процессе избежать невозможно. Вопрос только в том, каковы последствия этих катастроф. Говорят, что автомобильные катастрофы убивают больше, чем ядерные. Возможно, это правда – если не учитывать воздействие ядерных катастроф на окружающую среду и на будущие поколения людей», – заявил Никитин.

26 апреля исполнится 21 год со дня Чернобыльской аварии, которая унесла сотни тысяч жизней и привела к загрязнению огромных территорий по всему земному шару. Ущерб от этой катастрофы до сих пор не оценен до конца.

Год назад экологи раскритиковали доклад МАГАТЭ, согласно которому по состоянию на середину 2005 года менее 50 смертных случаев могут быть непосредственно связаны с воздействием радиации, а в конечном итоге от последствий катастрофы могут погибнуть примерно 4 тысячи человек. По мнению авторов доклада, до сих пор было зарегистрировано несколько тысяч случаев рака щитовидной железы, связанного с радиацией, главным образом у детей и подростков, однако за исключением девяти смертных случаев, все заболевшие выздоровели. Экологи назвали доклад МАГАТЭ предвзятым и представили собственные оценки последствий катастрофы.

К 21 годовщине аварии экологические организации «Беллона» и «Гринпис» намерены опубликовать независимый взгляд на последствия Чернобыля. Доклад «Чернобыль. Последствия катастрофы для человека и природы» под редакцией эколога, члена-корреспондента РАН Алексея Яблокова и ученого-физика, члена-корреспондента Национальной академии наук Беларуси Василия Нестеренко.

«Основной уставной целью МАГАТЭ является распространение «мирного атома». Эта связь с атомной индустрией определяет неизбежную предвзятость любых оценок МАГАТЭ», – считает Яблоков.

По данным экспертов, представленным в докладе, от дополнительного радиоактивного загрязнения в результате Чернобыльской аварии за 15 лет в мире умерло 823 000 человек. «Число чернобыльских жертв будет расти на протяжении нескольких поколений», – говорится в докладе.

В январе 2007 года американский фонд Blacksmith Institute, включил чернобыль в десятку самых грязных городов мира. По данным исследования, основной проблемой здравоохранения в регионе остается рак щитовидной железы. Большая часть этих заболеваний, говорят эксперты, связано с превышенной концентрацией радиоактивного йода в молоке. В настоящее время пораженные территории населяют более пяти миллионов человек в Белоруссии, России и Украине, говорится в отчете Blacksmith Institute. Более того, с 1992 по 2002 годы в Белоруссии, России и на Украине было зафиксировано более 4000 случаев рака щитовидной железы у тех, кто были детьми и подростками во время аварии, — утверждают эксперты.