Детям не расскажут о Чернобыле?

ingressimage_exibition_01.jpg Photo: OSEKO

Несмотря на вклад, который этот проект, несомненно, внесет в реализацию глобальной инициативы  ООН «Десятилетие образования в целях устойчивого развития», в нем нашли отражение существующие в российском обществе стереотипы. В частности, посетители не смогут узнать, что производство энергии на АЭС сопряжено с рядом проблем и что отсутствие или низкий уровень выбросов парниковых газов не всегда является показателем чистоты источника энергии.

Выставка продлится до 10 июня, планируется проведение семинаров и круглых столов. В создание проекта приняли участие Политехнический музей, общественная организация содействия экологическому образованию «ОСЭКО» (Санкт-Петербург), при поддержке компании BP.

Проект осуществляется в рамках глобальной инициативы ООН «Десятилетие образования в целях устойчивого развития». Он адресован, прежде всего, детям среднего школьного возраста, но будет интересен и взрослому. Это интерактивный проект, включающий музейную выставку «Энергия и энергетика» (она занимает 3 зала) и образовательную программу, подготовленную силами общественной организации – «Энергия для будущего» (1 зал). Красочные экспонаты были изготовлены в Германии компанией, специализирующейся на обеспечении такого рода выставок.

Как найти ответ, если нет вопроса?

bodytextimage_exibition_02.jpg Photo: OSEKO

«Сегодня появились признаки гибельности той модели, которую человечество использовало до сих пор. То как мы используем энергию – это неустойчиво и небезопасно», – сказал на пресс-конференции, состоявшейся 19 марта, Гурген Григорян, генеральный директор Политехнического музея. Выставка должна, по мысли ее создателей, привлечь внимание молодого поколения к вопросу о том, какие источники энергии будут необходимы в будущем, какие проблемы существуют сегодня.

Организаторы провели для журналистов краткую экскурсию. Ни в одном зале нам не удалось обнаружить экспоната, рассказывающего об опасности использования атомной энергии, о чернобыльской катастрофе, тогда как влиянию гидростанций на окружающую среду посвящен целый стенд. Также экскурсовод отдельно обозначил проблему использования ветряной энергии, связанную с шумовым эффектом двигателей. Причина такого подхода объясняется позицией, которой придерживается большинство создателей выставки: на пресс-конференции ведущий научный сотрудник музея Владимир Витвицкий заявил, что атомная энергетика является безотходной, так как не выбрасывает вредных веществ в атмосферу.

«Главная задача проекта – стимулировать дальнейший интерес детей к предмету, помочь им увидеть не только проблемы и противоречия, но и привлекательные перспективы», – говорится в пресс-релизе, посвященном открытию выставки. Такой подход можно только приветствовать, но, чтобы принимать решения завтра, дети должны знать правду сегодня.

Потребление энергии и его последствия
Тем не менее, авторам проекта удалось донести идею о том, что добыча энергии, которая расходуется без пользы, например, в работающем в пустующей комнате телевизоре, требует больших затрат; наглядно показать, откуда берется электричество в квартире. Один из экспонатов под названием «по ту сторону розетки» устроен следующим образом: посетитель тянет за провод, идущий из нее, и видит перед собой изображения электросетей, затем атомных или тепловых станций, сопроводительную информацию, иллюстрирующую уровень энергопотребления. В частности он узнает, что каждая российская семья в среднем потребляет около 200 кВт/ч. электроэнергии в месяц, на ее производство требуется почти 100 кг нефти.

Также очень удачен интерактивный блок, подготовленный ОСЭКО, демонстрирующий возможные пути решения проблем, связанных с изменением климата.

Трем желающим предлагается разместиться в стеклянном кубе с отверстиями в одной из стен и потолком, с которого падают цветные шарики – парниковые газы. Задача команды – как можно быстрее убрать шарики из куба через отверстия. Участникам игры предлагается несколько вариантов действий, позволяющих уменьшить содержание вредных газов в атмосфере, из которых нужно выбрать один.

Например, что лучше: переход на биотопливо или предоставление государственных дотаций (льгот) тем, кто использует альтернативные источники энергии (ветровые установки, солнечные панели, приливные станции) или другие меры? Если команда предпочтет первое решение, ей выдается совок, если второе – ведро для сбора шариков. При выборе таких вариантов, как повышение цен на электроэнергию участники не получают ничего либо лишаются одного из предметов.

«Ценность ответа измеряется системным подходом, заложенным в нем. К примеру, переход на биотопливо – это важно, но это может изменить лишь ситуацию с выбросами от транспорта, поощрение же использования альтернативных источников государством позволит повлиять на решение проблемы в целом», – пояснила Мария Жевлакова в интервью «Беллоне.ру».

Виктория Копейкина