Кто рискует, тот проигрывает?

frontpageingressimage_chazma.jpg

Эти права закреплены на уровне закона, а потерпевшим выплачивается компенсация из государственных средств и предоставляются социальные льготы.


Права граждан, пострадавших вследствие воздействия радиации

Провозглашенные в России с начала 90-х годов прошлого века права человека явились надеждой для многих пострадавших от радиации компенсировать вред, причиненный их жизни и здоровью.

В 1991 году был принят Федеральный Закон №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». На основании п. 7 постановления Верховного Совета РФ №3062-1 от 18 июня 1992 года, установленные этим законом льготы и компенсации распространялись на лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий и на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ.

Для исполнения этого пункта Постановлением Совета Министров №253 от 30 марта 1993 года «О порядке предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий» был установлен порядок предоставления льгот. Граждане, подвергшиеся радиации на других, кроме Чернобыльской АЭС, объектах, имели возможность получить социальные выплаты и льготы в возмещение вреда их здоровью.

Но 22 августа 2004 года всем известный Федеральный Закон №122 признал это постановление и п.7 Закона «О социальной защите…» утратившими силу с 1 января 2005 года. Тем самым государство практически отказалось от возмещения вреда гражданам, потерявшим здоровье в период становления СССР как ядерной державы.

Граждане из подразделений особого риска
Вместе с тем, действие ФЗ «О социальной защите…» распространяется на граждан из подразделений особого риска, к которым относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных сил СССР, других воинских формирований, непосредственно участвовавших в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, в подземных испытаниях и в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах. Меры социальной поддержки предоставляются лицам, имеющим удостоверения. В настоящее время Министерство обороны РФ уполномочено определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений. Действующая Инструкция, утвержденная приказом Минобороны РФ №354 от 18 августа 2005 года и определяющая этот порядок, далека от совершенства. Среди ее недостатков выделяют следующие:

  • непрозрачность процедуры получения удостоверений;
  • наличие «передаточных» звеньев;
  • неопределенные сроки рассмотрения документов заявителя;
  • возможность превышения компетенции должностными лицами.

bodytextimage_vyatkina.jpg

Дело Ирины Вяткиной
Со всеми этими недостатками в полной мере пришлось столкнуться медсестре Ирине Вяткиной, которая принимала непосредственное участие в ликвидации ядерно-радиационной аварии, произошедшей во время перезагрузки реактора на атомной подводной лодке К-431 на судоремонтном заводе в бухте Чажма в августе 1985 года.

Ирина Вяткина оказывала медицинскую помощь первой части пострадавших вследствие аварии, которые в первые часы после аварии не использовали каких-либо средств индивидуальной защиты, находясь в непосредственной близости от источника радиоактивного излучения. В результате радиационное облучение стало причиной ряда заболеваний медсестры. Являясь инвалидом II группы, Ирина Вяткина обратилась в установленном порядке за выдачей удостоверения.

В соответствии с процедурой, установленной Инструкцией Минобороны, документы были переданы в в/ч 72190. Письмом от 26 декабря 2003 года за подписью командира в/ч 72190 Карачуна Н. Ирине Вяткиной сообщили, что ее фамилия включена в список лиц, непосредственно участвовавших в ликвидации ядерно-радиационных аварий (Список №84), а данный список направлен в Комитет ветеранов подразделений особого риска (ПОР). Однако из Комитета ветеранов ПОР никаких сообщений о формировании личного дела так и не поступило.

Позднее Ирина узнала, что командир в/ч 72190 Карачун Н. ненадлежащим образом оформил документы, а именно не заверил гербовой печатью Список №84. А затем и вовсе вычеркнул ее фамилию из данного Списка. Об этих обстоятельствах она узнала лишь в 2005 году из ответа Городской Прокуратуры Санкт-Петербурга на свой запрос.

15 декабря 2005 года Ирина Вяткина получила письмо из в/ч 72190, где сказано, что в/ч «не имеет оснований подтвердить непосредственное участие в ликвидации аварии» в ее отношении. Такой ответ противоречит принятому ранее решению о включении в список непосредственных ликвидаторов аварии, и поэтому Ирина обратилась в Фокинский городской суд Приморского края.

Судебный процесс длится более года. Представители в/ч 72190 в суд не являются, слушания дела откладываются. Доказательства участия Ирины Вяткиной в ликвидации аварии приобщены к материалам дела.

Во-первых, согласно Приказам Командующего Тихоокеанского Флота (ТОФ) №121 от 14 марта 2000 года и №121 от 15 марта 2001 года, архивной справке штаба ТОФ, Ирина была включена в список лиц, непосредственно участвовавших в ликвидации радиационных аварий на военных объектах ТОФ, из числа военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

Во-вторых, начальник штаба соединения ремонтирующихся подводных лодок в бухте Чажма как свидетель показал, что лично передал первую партию пострадавших Ирине Вяткиной.

В-третьих, оказание медсестрой помощи пострадавшим в специальном отделении госпиталя подтверждается справкой, выданной командиром в/ч 20208.

Кроме того, факт наличия заболеваний, которые возникают в результате радиационного облучения, подтверждается выпиской из истории болезни.

Коллеги Ирины Вяткиной, также работавшие в специальном отделении госпиталя, получили свои удостоверения на основании решения Фокинского суда в 2004 году. В своем решении суд сослался на Приказ Командующего ТОФ №121 от 14 марта 2000 года как на доказательство непосредственного участия медсестер. Ирина также внесена в данный список, подтверждением чего является справка в материалах судебного дела.

По мнению юристов, командир в/ч 72190 Карачун Н. не выполнил действия, установленные Инструкцией, а именно не направил документы Вяткиной в Центральную комиссию и Комитет Ветеранов ПОР после того, как принял решение о включении медсестры в список ликвидаторов. Самовольно вычеркнув фамилию Вяткиной из Списка №84, командир в/ч 72190 вышел за рамки полномочий, установленных Инструкцией. Законодательство в части критериев непосредственного участия за данный период не изменялось, имя Ирины Вяткиной закреплено в Списке №84 под № 4, поэтому командир в/ч 72190 обязан направить документы заявительницы в соответствующие инстанции.

Данная юридическая позиция изложена в заявлении об оспаривании бездействия должностного лица в/ч 72190, которое Фокинский суд принял 9 января 2007 года. Следующее слушание дела Вяткиной назначено на 12 марта 2007 года.

Вред здоровью, причиненный радиационным воздействием медсестре Вяткиной, должен быть компенсирован. Тем более что право на социальную поддержку предусмотрено для такой категории граждан федеральным законом. Иначе социальная помощь пострадавшим от радиационного воздействия останется лишь декларацией.

Ольга Кривонос

olga@ecoperestroika.ru