News

Утилизация судов атомно-технологического обслуживания.

Опубликовано: 21/12/2006

Автор: Сергей Жаворонкин

Резюме.
По количеству построенных атомных кораблей и судов флот СССР превзошел флоты, всех государств, включая США. В период с 1955 года по 2000 год в СССР и России было построено 5 атомных надводных кораблей (АНК), 260 атомных подводных лодок (АПЛ), 8 атомных ледоколов (девятый достраивается), 1 атомный лихтеровоз — контейнеровоз. По особенностям конструкции и количеству они отнесены к серийным и единичным. И флот России представлял более чем из 30 типов кораблей и судов основных проектов. Для их обслуживания был построен вспомогательный флот или суда атомно-технологического обслуживания (АТО).-1 Этот флот представляет как специальные суда, построенные для непосредственного обслуживания атомных кораблей и судов, так и переоборудованные для этих целей из серийных танкеров, сухогрузов, лесовозов, барж и т.д.

Количество судов АТО (включая плавучие емкости) в настоящее время составляет более 90. Причем судов различного класса и назначения.

По количеству судов АТО Россия в настоящее является абсолютным лидером в мире. Причиной тому является многочисленность пунктов базирования на территории большой страны, недостаточно развитые (а в некоторых местах отсутствующие) транспортные коммуникаций (автомобильные и железные дороги) в местах базирования и ремонта атомных кораблей. К этому добавляется слаборазвитая береговая инфраструктура по обращению с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и радиоактивными отходами (РАО).

Большинство судов АТО построено или переоборудовано в суда АТО в 60-70-х годах прошлого века в период массового строительства военного и гражданского атомного флотов. Техническое состояние большинства е судов АТО, в первую очередь в ВМФ неудовлетворительное, а многие из них находятся в аварийном состоянии.

До 1992 года выслужившие свой срок суда АТО, главным образом суда ВМФ, как правило, захоранивались (затапливались) в море в специально выделенных для этих целей районах. При этом, учитывая отсутствие инфраструктуры по переработке ТРО, они максимально заполнялись такими отходами. Захоронения проводились в 6-ти районах северных морей и в 4-х районах дальневосточных морей. Всего затоплено в прибрежных водах России около 60 плавучих средств различных типов.-1 Это был единственным способом утилизации судов АТО, если его можно назвать утилизацией.

В настоящее время в России разработана общая концепция утилизации АПЛ и программа их утилизации с помощью западных инвесторов успешно выполняется. Однако концепция утилизации судов АТО не разработана. Имеются отдельные примеры утилизации (конвертации) судов АТО, осуществленные по причине их аварийного состояния или необходимости вывода их эксплуатации, а также размещения на них дополнительного количества РАО. На некоторых судах АТО проведены подготовительные работы (выгрузка ОЯТ, РАО, перевод суда в отстой и т.д.) продиктованные выше назваными причинами.

1.Описание проблемы.
Большинство судов АТО построено или переоборудовано в суда АТО в 60-70-х годах прошлого века в период массового строительства военного и гражданского атомного флотов. Техническое состояние большинства е судов АТО, в первую очередь в ВМФ неудовлетворительное, а многие из них находятся в аварийном состоянии.

Основные типы судов АТО представлены:

1.Плавучие технологические базы (ПТБ, в ВМФ принятое сокращение — ПМ), предназначенные для проведения перезарядок (выгрузка и загрузка ядерного топлива, временное хранение ОЯТ). Этот тип судов АТО осуществляет так же в процессе перезарядок обращения с РАО: прием и хранение жидких радиоактивных (ЖРО) и твердых радиоактивных отходов (ТРО). Проведения комплекса работ со специальным перегрузочным оборудованием и обеспечения атомных кораблей и судов необходимыми средами (вода специального назначения, сорбенты для фильтров и т.д.).

2.Спецтанкеры, транспортно наливные танкеры (ТНТ), плавучие емкости (ПЕк), предназначенные для сбора, хранения и транспортировки ЖРО.

3.Плавбазы (ПБ), баржи, предназначенные для хранения ТРО.

4.Плавучие контрольно-дозиметрические пункты (ПКДП), предназначенные для обеспечения организации прохода на атомные корабли и суда во время перезарядки, обеспечения санитарной обработки участвующих в ней специалистов и проведения радиационного контроля (включая индивидуальный дозиметрический контроль).

Количество судов АТО по основным регионам:

В Северном регионе в отстое и эксплуатации находится 72 судна АТО, 28 из них находится в аварийном, затопленном или полузатопленном состоянии. 50 судов АТО выработали установленные сроки и подлежат утилизации.

В Дальневосточном регионе в отстое и эксплуатации находится 27 судов АТО, 3 них в аварийном состоянии, а 23 выработали установленные сроки и подлежат утилизации.-1

Неудовлетворительное техническое и как следствие аварийное состояние судов АТО определяются, прежде всего, условиями эксплуатации. Эксплуатируя однотипные суда одного года постройки с ВМФ в ОАО «Мурманское морское пароходство» обеспечивает регламентируемое техническое состояние и даже на судах-ветеранах «Володарский» 1929 года постройки и «Лепсе» год закладки судна 1934 (переоборудовано в судно АТО в 1961 году.)

Вторым условием, определяющим нынешнее техническое состояние судов АТО, является продолжавшаяся длительное время практика слива ЖРО и захоронения ТРО в морях Северного и Дальневосточного региона. Отсутствие береговой инфраструктуры по переработке РАО способствовало практике быстрого сбора этих отходов для последующего слива и захоронения в морях. При этом важные для обеспечения последующей безопасной эксплуатации судов АТО и хранения отходов принципы, такие как сортировка отходов, хранение в безопасных упаковка не соблюдались.

В результате чего на судах АТО, прежде всего ВМФ, применялась практика перемешивания в цистернах ЖРО различного физико-химического состава и как следствие образование осадка на дне цистерн с накоплением радионуклидов в нем и, как

следствие, повышение уровня радиации в смежных помещениях. Прием в одну цистерну щелочных и кислых вод привел к их коррозии.

Как следствие неудовлетворительной технической эксплуатации из топливных цистерн в цистерны для хранения ЖРО попали нефтепродукты. В некоторых случаях по той же причине имеет место попадание морской воды и вод дезактивации в хранилище ОЯТ, что приводит к увеличению количества высокоактивных ЖРО, коррозии конструкций хранилищ, в том числе чехлов с ОЯТ.

ОЯТ на некоторых плавучих технологических базах ВМФ и гражданском атомном флоте (птб «Лепсе») имеют коррозионное разрушение, сопровождаемое изменением геометрических размеров и просыпью топливной композиции, исключающее возможность свободного извлечения ОТВС из хранилища по существующей технологической схеме.

2.Условия, определяющие экологические риски утилизации.
Основными условиями, которые определяют экологические риски при утилизации судов АТО, являются:

1. Наличие и состояние ОЯТ на судне
2. Количество и состояние ТРО и ЖРО
3. Техническое состояние судна
4. Радиационная обстановка
5. Наличие современных технических средств доставки судна АТО к месту утилизации и соответствующей инфраструктуры на предприятии по их утилизации:

5.1.Буксиры, док

5.2.Стуктуры обращения с ОЯТ, РАО

5.3. Структуры, обеспечивающие экологический контроль, включая радиационный.

6. Надзор и контроль за проводимыми работами.

1. Наличие и состояние ОЯТ на судне.
Наличие на судне ОЯТ определяет радиационную обстановку и удаление ОЯТ должно быть первым этапом практической фазы утилизации.

Так, на птб «Лепсе» активность ОЯТ в хранилище в настоящее время составляет около 2,5•1016 Беккерелей (680 тыс. Кюри), что соизмеримо с активностью выброса при аварии на ПО «Маяк» в 1957 году. По проведенным расчетам в топливе содержится суммарно 260 кг урана (U-235), 156 продуктов деления и 8 кг делящегося радионуклида плутония (PU-239). Мощность дозы гамма-излучения в помещении хранилища и в смежных с ним помещениях в сотни тысяч раз превышает природный радиационный фон.

Значительное количество ОЯТ на судах АТО, подлежащих утилизации имеют коррозионное разрушение, сопровождаемое изменением геометрических размеров и просыпью топливной композиции, исключающее возможность свободного извлечения ОТВС из хранилища по существующей технологической схеме.

Выгрузка дефектного топлива является операцией, которая потенциально связана с загрязнением радионуклидами самого судна АТО, используемого перегрузочного комплекса (плавучие технологические базы и береговых сооружений), территории предприятия, санитарно-защитной и наблюдаемых зон и, при неблагоприятных условиях — населенных пунктов.

Извлечение ОЯТ является сложной технологической и радиационно-опасной операцией, требующей разработки индивидуального регламента для каждого судна АТО.

Потребует применения специального оборудования и решения транспортно-технологической схемы обращения, включая временное хранение дефектного топлива и его дальнейшую транспортировку. Для выполнения этого вида работ на предприятии, занимающейся утилизацией судов АТО потребуется создание необходимой инфраструктуры.

1.1.Решение проблемы ОЯТ.
При решении вопросов обращения с ОЯТ при утилизации судов АТО соответствующего типа, прежде всего с дефектным необходимо проработать рассмотреть как минимум два варианта:
— с выгрузкой топлива
— без выгрузки.
В настоящее время реальным проектом утилизации судна АТО типа плавучей технологической базы, подготовленным с технической и финансовой сторон является международный проект утилизации плавучей технологической базы «Лепсе». При реализации которого, главным вопросом, по мнению «Беллоны», следует выделить обращение с ОЯТ, и место проведения работ по утилизации судна (смотри позицию Беллоны по международному проекту утилизации плавучей технологической базы «Лепсе» www.bellona.no).

Эти же вопросы могут быть ключевыми при решении вопросов утилизации других плавучих технических баз, на которых хранится ОЯТ.

Топливо из хранилища не выгружать.

При таком варианте предусматривается проведение работ по созданию дополнительных инженерных барьеров, позволяющих обеспечить безопасное с точки зрения ядерной безопасности длительное хранение топлива в хранилище. Эта работа обоснована проведенными теплотехническими расчетами тепловыделений при проведении вышеназванных работ, обосновывающие возможность их реализации.

В этом случае весь корпус судна разделывается на сегменты и блок с хранилищем ОЯТ и другие крупные блоки размещаются на строящемся береговом комплексе хранения реакторных отсеков АПЛ в губе Сайда, сооружение которого осуществляется с участием западных инвесторов (Германия). Во второй очереди комплекса предусматривается площадка для хранения крупногабаритных блоков вспомогательных судов (судов АТО). После разработки технологии выгрузка ОЯТ может быть проведена непосредственно из блока, в том числе в береговых условиях (так называемый отложенный вариант).

Топливо из хранилища выгружать.
При этом варианте должно быть предусмотрено извлечение топлива из хранилища и утилизация судна в соответствии с отдельным сегментом утвержденного проекта.

При этом при разработке проекта на стадии технико-экономического обоснования (ТЭО) должно быть определено, по какому из вариантов будет проходить утилизация судна. Необходимо отметить, что обращение с ОЯТ и утилизация судна являются взаимосвязанными вопросами.

Отдельной проблемой при этом варианте стоит исследование и обоснование безопасного хранения так называемых «просыпей» ОЯТ, которые, по мнению специалистов, уже имеются, и будут образовываться при извлечении, прежде всего дефектного топлива.

Представляется целесообразным при разработке проекта рассмотреть все аспекты каждого из вариантов.

1.2.Место проведения работ.

С экологической точки зрения вопрос места проведения работ по утилизации судов АТО и в первую очередь извлечения ОЯТ является одним из важных. И здесь важно оценить опыт проведенных работ по извлечению ОЯТ из судов ВМФ на Дальнем Востоке (выгрузка плавучей технологической базы ВМФ — ПМ-80, ПМ-32) и пробной выгрузки ОЯТ из плавучей технологической базы «Лепсе» ОАО «Мурманское морское пароходство».

И в этом вопросе не должно быть никаких тайн и сокрытий информации от специалистов и чиновников, принимающих решения. Если есть факты радиоактивных загрязнений территории предприятий, выход за пределы санитарно-защитной зоны, то они должны быть тщательно проанализированы и положены в основу оценки рисков при разработке проектов.

Так, при принятии решения проблемы ОЯТ из плавучей технологической базы «Лепсе», по мнению некоторых специалистов, наилучшим местом проведения работ по извлечению ОЯТ из этого судна АТО является предприятие, находящееся вдали от крупных городов, а не на ФГУП «Атомфлот» — у границы почти 400-х тысячного города Мурманска.

2.Наличие, количество и состояние ТРО и ЖРО.

Наличие, количество и состояние ТРО и ЖРО является вторым определяющим экологическим фактором утилизации судов АТО. Радиационная обстановка на судах АТО, не имеющих хранилища ОЯТ, определяется содержимым цистерн и монжюсов можно сортировать, поместить в экологически безопасные упаковки для последующего хранения, то проблема ЖРО является более сложной.

В течение длительного периода на судах АТО, прежде всего ВМФ, применялась практика перемешивания в цистернах ЖРО различного физико-химического состава и как следствие образование осадка на дне цистерн с накоплением радионуклидов в нем и, как следствие, повышение уровня радиации в смежных помещениях. Прием в одну цистерну щелочных и кислых вод привел к их коррозии. Из топливных цистерн в цистерны для хранения ЖРО попали нефтепродукты.

Удаление ЖРО с судов АТО, находящихся в неудовлетворительном техническим и аварийном состоянии, существенно повышает экологические риски и, прежде всего, связанные с дополнительным облучением персонала и загрязнением окружающей среды. Отдельной технической задачей, имеющей экологическую значимость, является утилизация цистерн хранения ЖРО, имеющих высокоактивные осадки, Удаление их из цистерн связано с облучением персонала, а омоноличивание осадка и отказ от выгрузки приведет к увеличению образования ТРО,

Удаление ЖРО, работы по дезактивации цистерн, монжюсов, удаление образовавшихся в цистернах осадков является радиационно-опасной операцией, требующей разработки индивидуальной схемы обращения для каждого судна АТО.

При этом следует отметить, что в некоторых случаях слабоактивные ЖРО, цистерны с ЖРО, контейнеры с ТРО иногда играют роль биологической защиты персонала судов АТО от ОЯТ и более высокоактивного оборудования, хранящегося на судне.

Это обстоятельство необходимо учитывать при определении первоочередности проведения работ.

При решении вопросов с РАО необходимо принять во внимание техническое состояние и характеристики упаковок ТРО, которые подлежат выгрузке, организовать места их временного безопасного хранения и подготовки для длительного хранения.


3. Техническое состояние судна.
Суда АТО были построенные как по специальным проектам (серии), а некоторые были переоборудованные для этих целей из серийных танкеров, сухогрузов, лесовозов, барж и т.д. Как было отмечено основное количество в 60-70-х годах прошлого века в период массового строительства военного и гражданского атомного. В аварийном состоянии каждое третье судно АТО. Восемьдесят процентов судов АТО выработали установленные сроки и подлежат утилизации.

Эти обстоятельства определяют невозможность использования, имеющегося оборудования для осуществления работ по передаче с них РАО, прежде всего ЖРО, с использованием штатных систем и механизмов (трубопроводы, насосы и т.д.). Это приведет к необходимости использовать временные системы, мобильные установки. Использование их всегда повышает техногенный и экологический риск. А наличие многочисленного типа судов не позволяют в полной мере унифицировать оборудование или создать береговые системы.

Подъем затопленных и полузатопленных судов связан с рискам распространения радиоактивности при разгерметизации емкостей и трубопроводов, загрязнением радионуклидами используемых технических средств (понтоны, буксиры) и распространением загрязнения за пределы объектов отстоя судов АТО.

Техническое состояние судов АТО, на которых храниться ОЯТ на судах (плавучие технологические базы) непосредственно связано с экологическими рисками при проведении работ по его выгрузке. Это и вышедшее из строя основное и вспомогательное технологическое оборудование, системы дезактивации, вентиляции и т.д.

Отдельной проблемой стоит состояние защитных покрытий конструкций помещений судов АТО (палуб переборок, подволоков), оборудования (цистерн, трубопроводов, контейнеров и т.д.). Это обстоятельство существенно повышает риск распространения

радиоактивных загрязнений, увеличения образования количества вторичных РАО при утилизации судов АТО. А, учитывая, что, как правило, в местах, где имеет место разрушение защитных покрытия, скапливаются радионуклиды возрастает риск дополнительного облучения персонала (как внешнего, так и внутреннего) на всех этапах утилизации судов АТО.

4. Радиационная обстановка.
Наличие на судне ОЯТ, РАО, история использования судна определяет радиационную обстановку. На судах АТО уровни мощность дозы гамма-излучения, загрязнения радионуклидами помещений и оборудования — неравномерный. Учитывая, принятую при проектировании и постройке зонирование судов на жилую и производственную.

Последняя — разделялась на «чистую и грязную зоны». В «чистой зоне» размещается помещения и оборудование, необходимое любому судну: основные механизмы — двигатель, электрическое оборудование, топливные цистерны, цистерны жизнеобеспечения экипажа (питьевой и мытьевой воды, сбора фекальных вод) и т.д. В «грязной зоне» размещаются хранилища ОЯТ, РАО и вспомогательные системы: дезактивации, сбора собственных РАО образующихся при эксплуатации судна, вентиляции «грязной зоны» и т.д.

Так, мощность дозы гамма-излучения в помещении хранилища птб «Лепсе» и в смежных с ним помещениях в сотни тысяч раз превышает природный радиационный фон. и достигает от 3 до 80 мр/ч. Превышения имеются и за пределами судна: от 110 до 2000 мкр/ч (вплотную к борту) и на причале ФГУП РТП «Атомфлот» от 110 до 1500 мкр/ч. ( так называемые «прострелы»).

Радиоактивное загрязнение помещений, образовавшееся много лет назад, на судах АТО часто находится под толстым слоем краски (так называемое фиксированное загрязнение), в труднодоступных для дезактивации местах и поэтому при утилизации судна существенно возрастет количество ТРО в виде загрязненного металлома, а при разделке судов газорезкой возрастает риск попадания радионуклидов в организм персонала увеличивая дозовую нагрузку и загрязнение окружающей среды.

Рекомендации по нормализации радиационной обстановки или локализация радиоактивных загрязнений должны проводится на начальной стадии разработки программы утилизации судна АТО на основе технико-экономических расчетов после тщательного радиационного обследования каждого судна с унифицированной методикой (включая приборное и лабораторное оснащение), порядком, а также и представлением унифицированных отчетных данных по результатам такого обследования. Этот необходимо, прежде всего, для детальной проработки рекомендаций и с целью снижения дозовых нагрузок на персонал и уменьшения рисков загрязнения окружающей среды.

5. Наличие современных технических средств доставки судна АТО к месту
утилизации и соответствующей инфраструктуры на предприятии по их утилизации.

Наличие современных технических средств доставки судна АТО к месту утилизации и соответствующей инфраструктуры на предприятии по их утилизации является важной составляющей процесса утилизации судов АТО и определяющей снижение экологических рисков.

5.1.Буксиры, док.
Как было отмечено выше техническое состояние подавляющего числа судов АТО неудовлетворительное, многие из них находятся в затопленном или полузатопленном состоянии и вопросы доставки таких судов к месту утилизации являются актуальными. Печальный опыт транспортировки АПЛ К-159 к месту утилизации наглядное подтверждение этому.

Для безопасной транспортировки отдельных судов АТО, по мнению Беллоны, вероятно потребуется транспортный плавучий док, выделенный для этих целей в местах дислокации судов АТО: северный и дальневосточный регионы.

Техническое состояние судов АТО, потенциальная вероятность загрязнения окружающей среды радионуклидами, потребует утилизации судов АТО в плавучих доках, имеющихся или специально устанавливаемым на предприятиях по утилизации судов АТО. Причем плавучие доки должны быть оборудованы необходимой инфраструктурой: санитарный пропускник, дозиметрический пункт, система физической защиты, условия временного размещения загрязненного металлолома и оборудования безопасного для персонала и окружающей среды и т.д.

Решение о составе такой инфраструктуры, по мнению Беллоны, должно быть принято после углубленного радиационного и технического обследования судов АТО в регионах и согласовано с надзорными органами.

5.2.Стуктуры обращения с ОЯТ, РАО.

Наличие современных технических средств обращения с ОЯТ и РАО на предприятии по их утилизации является одним из основных условий для безопасного процесса утилизации судов АТО, снижающих экологические риски, как во время процесса утилизации, так и на долгосрочную перспективу.

По мнению Беллоны все транспортные и упаковки для хранения ОЯТ и РАО должны быть унифицированы для различных ведомств. Применяемые упаковки для хранения высоко и средне активных ТРО должны быть разработаны с учетом длительного хранения в региональных хранилищах. Выбор конструкции упаковки должен быть обоснован следующими основными критериями: экологический и экономический.

Экологические требования: полная изоляция ТРО от внешней среды, долгосрочная эксплуатация (не менее 100 лет),

Экономические требования: максимальная вместительность при наименьшей стоимости и весовых и габаритных размерах, простота изготовления. Упаковки для хранения ТРО должны изготавливаться непосредственно в регионе утилизации судов АТО для снижения их стоимости.

Именно отсутствие современной и качественной инфраструктуры обращения с ОЯТ и РАО в ВМФ в 70-80-х прошлого века создало экологические проблемы, которыми в настоящее время занимается Россия с финансовой помощью иностранных инвесторов.

Предприятие, которому предстоит заниматься утилизацией судов АТО, должно иметь отвечающие требованиям действующих нормативно-технической документации структуру и иметь соответствующие лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на каждый вид деятельности.

5.3.Структуры, обеспечивающие экологический контроль, включая
радиационный.

На предприятии, занятом утилизацией судов АТО должна работать система управления окружающей средой (СУОС), обеспечивающая контроль за факторами производственной среды на территории предприятия, территории санитарно – защитной и наблюдаемых зон, включая радиационный контроль. Лаборатории, входящие в структуру СУОС должны быть аккредитованы в соответствии с назначением и подготовлены для работы при нормальном технологическом процессе и в аварийном режиме, укомплектованы современными приборами и подготовленными специалистами.

Именно отсутствие последних привело к радиационному инценденту, повлекшему необоснованное облучение персонала при проведении работ по реабилитации береговой технической базы ВМФ в п. Гремиха.


6. Надзор и контроль за проводимыми работами.
С самого начала работ в практическом решении широкого спектра задач комплексной утилизации атомного флота принимают участие многие ведомства и организации. В их числе Росатом, ВМФ, Управление судостроительной промышленности Федерального агентства по промышленности, Министерство транспорта и коммуникаций, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управление государственного надзора по ядерной и радиационной безопасности Министерства обороны РФ и др.

Интересы ведомств, с сожалению не всегда совпадают, а в некоторых случаях находятся в явном противоречии друг с другом. Беллона поддерживает выводы авторов Стратегического Мастер-плана о том, что целесообразно ориентироваться на позицию Росатома по комплексному подходу, как к утилизации АПЛ, так и всех остальных экологически опасных категорий объектов: атомные надводные корабли и суда, суда АТО, береговые технические базы.

При этом, по мнению Беллоны, логическим и целесообразным является передача надзорных функций за утилизацией судов АТО на предприятиях Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Практический опыт в полном объеме такого надзора может быть получен при реализации проекта утилизации птб «Лепсе» уже в ближайшее время. Первоначально на стадии рассмотрения проекта, а далее на всех стадиях его реализации. Опыт текущего надзора за этим объектом эта служба уже накопила.

3. Опыт утилизации судов АТО.
До 1992 года выслужившие свой срок суда АТО, главным образом суда ВМФ, как правило, захоранивались (затапливались) в море в специально выделенных для этих целей районах. При этом, учитывая отсутствие инфраструктуры по переработке ТРО, они максимально заполнялись такими отходами. Захоронения проводились в 6-ти районах северных морей и в 4-х районах дальневосточных морей. Всего затоплено в прибрежных водах России около 60 плавучих средств различных типов. В корпусах этих судов хранится более 20.000 м3 ТРО суммарной активностью более 5000 Ки, что составляет более 40 % общего количества всех затопленных в морях России ТРО.

Отдельные примеры частичной утилизации или конвертации судов АТО имели место в ВМФ. Это было продиктовано, прежде всего, аварийным состоянием отдельных судов или необходимостью их подготовки к длительному отстою (спецтанкер «Амур», ТНТ-5).

В гражданском атомном флоте имеется, пожалуй, единственный в России пример полной утилизации судна АТО, проведенной на ФГУП РТП «Атомфлот» — утилизация плавучего контрольно–дозиметрического пункта (ПКДП-5), принадлежащего ранее ОАО «Мурманское морское пароходство» от разработки проекта до разделки судна на металлолом.

Утилизация судна была проведена с учетом требований действующей нормативно – технической документации и начата после согласования проекта утилизации со всеми надзорными организациями. Надзор за проводимыми работами осуществляли, морской Регистр РФ, Госатомнадзор, Госсаннадзор и другие организации.

Следует отметить, что разработке проекта предшествовало тщательное радиационное обследование судна, а проведению работ в доке — удаление на плаву наиболее «загрязненных радионуклидами» конструкций судна.

4. Заключение.
В России в настоящее время имеется более 90 судов АТО различного типа, включая плавучие емкости. В аварийном состоянии каждое третье судно АТО. Восемьдесят процентов судов АТО выработали установленные сроки и подлежат утилизации.

Концепция утилизации судов АТО не разработана. Вместе с тем экологические риски в местах эксплуатации, отстоя судов АТО, связанные, прежде всего с потенциальным загрязнением территории и акватории мест базирования возрастают.

Утилизация некоторых типов судов АТО и, прежде всего, плавучих технологических баз, на которых хранится ОЯТ, связана с большими экологическими рисками, чем утилизация АПЛ по существующей схеме.

По мнению «Беллоны», при разработке концепции утилизации судов АТО и отдельных проектов необходимо учитывать:

1.Определить критерии принятия решений по приоритетности и этапах утилизации судов АТО (вывод из эксплуатации, конвертация, отстой, утилизация).

В числе приоритетов должно быть:

— наличие ОЯТ и РАО
— техническое состояние судна

В первую очередь должны быть утилизированы аварийные суда (затопленные и полузатопленные).

2.Определить в каждом районе дислокации судов АТО специализированное предприятие для их утилизации и на его базе создать промышленный центр утилизации. Предприятие должно иметь необходимую инфраструктуру и эффективную системы управления окружающей средой.

3.Вопросы транспортировки судов АТО к местам утилизации должны быть в числе приоритетных. Аварийные суда необходимо доставлять с помощью плавучих доков. Утилизация таких судов должна осуществляться в плавучих доках.

4.
При разработке проектов утилизации судов АТО с ОЯТ следует разработать два варианта обращения с ОЯТ с выгрузкой и без выгрузки. Главным критерием приятия решений должны быть экологические риски, включая необоснованное облучение персонала и загрязнение окружающей среды.

5. Проекты утилизации судов АТО должны предусматривать полную (по этапам) утилизацию судна.

6. Необходима разработка унифицированных упаковок предназначенных для транспортировки и длительного хранения, прежде всего, высоко- и средне активных ТРО.

7. Оснащение предприятий, занятых утилизацией судов АТО установками по прессованию ТРО с максимальным уменьшением их объема.

8. Создание в районах утилизации судов АТО могильников для РАО.

9. Целесообразным является передача надзорных функций за утилизацией судов АТО ВМФ на предприятиях территориальному Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

10. Выделение средств на реализацию проектов утилизации судов АТО должно проводиться только после проведения Государственной экологической экспертизы проекта и согласования всеми надзорными органами в России.

11. Необходимо обеспечить участие общественности в принятии решений по проектам утилизации судов АТО (общественные экологические экспертизы, общественные слушания) в соответствии со статьей 20 Федерального закона Российской Федерации «Об экологической экспертизе».