Росатом пригласил к сотрудничеству экологов Северо-Запада

frontpageingressimage_konyshev4.jpg Photo: Вера Пономарева

Предложение было сделано советником руководителя Росатома Игорем Конышевым на встрече с представителями общественных организаций в Санкт-Петербурге 19 декабря.

«Рабочая группа должна быть структурой, которая могла бы формировать предложения и работать напрямую с Росатомом», – сказал Конышев. Предлагаемая инициатива поможет «создать пространство для диалога с общественностью», добавил он.

Основной задачей рабочей группы, по словам Конышева, станет проведение конкурса на лучшие социальные и экологические проекты среди общественных организаций региона. В 2006 году на аналогичный конкурс в Челябинской области Росатом выделил 10 млн рублей.

График работы
Времени для того, чтобы обдумать предложения Росатома, у общественных организаций оказалось не так много: рабочая группа должна быть сформирована уже через неделю. К 20 января группа должна разработать условия и объявить конкурс на лучшие экологические и социальные проекты. 1 марта, по предложению Конышева, будут подведены итоги конкурса, а реализация проектов начнется с мая.

Лучше чем в Европе
Схема взаимодействия с общественностью, предложенная Конышевым, является своего рода ноу-хау нового руководства Росатома. По мнению Конышева, такие методы сотрудничества позволяют общественным организациям быть более независимыми, чем их коллеги в европейских странах.

«Я ездил в Европу, изучал ситуацию там. Работа общественных организаций там в большей степени зарегламентирована государством. Те механизмы, которые используют европейцы для работы с общественными организациями, нам совершенно не подходят. Они нам неинтересны, непродуктивны и неэффективны. Опять приходится придумывать тот самый велосипед, который до нас еще никто не придумал. Поэтому давайте придумывать его вместе», – заявил Конышев.


Опыт Челябинской области

Год назад Росатом впервые пригласил к сотрудничеству экологов в Челябинской области – одном из самых загрязненных регионов России, где работает комбинат по переработке ядерных отходов «Маяк». В конце 2005 года по инициативе Росатома была создана рабочая группа, в которую вошли представители «Маяка», Росатома и экологических организаций. Участники рабочей группы подготовили и провели конкурс «Теча-2006», они занимаются рядом социальных и экологических проблем.

«Мы знаем о проектах Челябинске, может быть, даже больше, чем Росатом. Поэтому у нас есть вопросы – мы общаемся с челябинскими экологами и знаем, как эти проекты там работают», – выразил свое сомнение Александр Никитин, председатель экологического правозащитного центра «Беллона».

По словам Надежды Кутеповой, председателя организации «Планета Надежд» из Челябинской области, положительной стороной взаимодействия с Росатомом стала доступность чиновников для общения с экологами и правозащитниками. «Любая общественная организация, имеющая инициативу, может позвонить Конышеву, и он предложит пути для реализации», – пояснила Кутепова.

С другой стороны, по словам Кутеповой, Росатом довольно быстро окружил себя лояльными организациями, которые не хотят идти на конфликт с чиновниками. «Сформировался круг общественных организаций, которые питаются с руки и не высказывают критики. Росатом пользуется их поддержкой, чаще приглашает их на мероприятия и встречи», – говорит Кутепова. Саму Кутепову не раз забывали позвать на встречи рабочей группы, членом которой она является.

«Стартовый заход не гарантирован от ошибок. Эти ошибки мы сознаем и продолжаем работать с Челябинском по этой схеме,ошибки учтены будут», – успокоил экологов Конышев. Он, однако, не уточнил, какие именно ошибки имеются в виду.

Джентельменское соглашение вместо законодательства
Создание рабочей группы именно на Северо-Западе России, скорее всего, продиктовано необходимостью наладить контакт с общественными организациями в регионе, где Росатом планирует строительство двух новых атомных электростанций. Это замещающие энергоблоки ЛАЭС-2 в Сосновом Бору, а также вторая очередь Кольской АЭС.

Новые поправки в Градостроительный кодекс, которые вступят в силу с 2007 года, сводят на нет общественное участие в принятии решений по строительству любых объектов, в том числе и атомных станций. Вместе с общественными слушаниями уходят в прошлое государственная и общественная экологическая экспертиза, так что эксперты общественных организаций не смогут на законных основаниях поучаствовать в оценке рисков для населения и окружающей среды.

«С момента вступления Закона в силу 1 января 2007г. ч.6 ст. 28 Закона устанавливающая обязательность учета выводов экспертиз, проводившихся общественными организациями при принятии решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения будет действовать в следующей редакции: "в соответствии с земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности, законодательством об охране окружающей среды"», – комментирует юрист «Беллоны» Ольга Кривонос.

«Из этого следует, что конкретно сформулированное требование статьи с 1 января 2006г. заменяется на отсылку к другому законодательству, в частности к природоохранному, которое содержит положения об участии общественных организациях, но лишь на уровне принципов. Поэтому дальнейшее сотрудничество Росатома с общественными организациями представляется скорее на уровне «джентльменского соглашения», а не в соответствии с требованием, диктуемым законом», – говорит Кривонос.

Вера Пономарева

vera@ecoperestroika.ru