News

Мы живем не по законам!

Foreign NGOs have been dealing with groaning stacks of paperwork to meet the Russian government’s new NGO law on registration requirements.
Photo: Nils Bøhmer/Bellona

Опубликовано: 19/12/2006

Автор: Кристина Ракитянская

«Мы живем не по законам, а по их толкованию», — убеждена Алевтина Леснякова («Юристы за гражданское общество»). И последствия нового закона об НКО, вступившего в силу 18 апреля этого года, будут ясны только после толкований его статей на местах, а именно в первом квартале будущего 2007 года, когда НКО начнут сдавать годовую отчетность по новым правилам.

Отчетность НКО будет проверять Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация, ФРС). Некоммерческим организациям уже приходилось решать проблемы в Росрегистрации в первые полгода действия нового закона. Согласно Закону до 18 октября филиалы и представительства иностранных НКО (ИНКО) в России должны были пройти процедуру регистрации (перерегистрации), ранее закон этого не требовал.

К концу июня, ни одна из сорока иностранных некоммерческих организаций, которые пытались пройти процедуру регистрации, не смогли этого сделать, сообщали «Ведомости». Представители ИНКО уже тогда заявили, что готовы стать коммерческими из некоммерческих, потому что заниматься бизнесом в России легче, чем преследовать общественные, некоммерческие цели.

На Форуме НКО «Социальный Петербург», прошедшем в Северной столице 7 декабря 2006 года, Елена Абросимова (Некоммерческая корпорация «Совет по международным исследованиям и обменам») отметила: «Экономический эффект нового закона приводит к тому, что затраты на регистрацию НКО превышают затраты на регистрацию коммерческой организации!»

Срок перерегистрации для иностранных НКО был продлен еще на два месяца. К 1 января 2007 все ИНКО должны быть зарегистрированы.

«Не все иностранные представительства прошли процедуру, а Росрегистрация в некоторых случаях не дает официального отказа, а просто затягивает дело. А по Закону, кто не успел к 1 января, тот практически ликвидирован и не может осуществлять свою деятельность», — поясняет Леснякова.

Юрист говорит о том, что неуспевшие в срок перерегистрироваться ИНКО станут «нелегалами» и потеряют правоспособность, то есть возможность вести собственно общественную деятельность на территории России, организации не смогут заключать сделки и производить расчеты, за исключением расчетов с бюджетом и выплат зарплат сотрудникам. А далее Росрегистрация сочтет, что такой организации никогда в России не существовало, и для того, чтобы внести ее в реестр, организацию придется учреждать заново и предъявлять полный пакет документов.

Всего, по данным Росрегистрации, в России насчитывается до двух тысяч представительств иностранных НКО. К 15 декабря 2006 Росрегистрация внесла в реестр 182 филиала и представительства иностранных НКО, документы еще 14 ИНКО находятся на экспертизе. Остальные ИНКО, видимо, «уйдут в подполье»…

Что же касается российских НКО, им предстоит столкнуться с неподъемным процессом отчетности. Сейчас в только в Санкт-Петербурге насчитывается более 13 тысяч НКО и около 7 тысяч общественных объединений. Большую часть сегодняшних НКО представляют недавно возникшие в огромном количестве и уже всем знакомые Товарищества собственников жилья (ТСЖ).

bodytextimage_lesnyakova.jpg

Общественные объединения представляют в ФРС документы, содержащие информацию об объеме получаемых ими от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании. НКО и ОО представляют отчетность ежегодно до 15 апреля следующего за отчетным года.

Труднее всем, как уже стало ясно, придется представительствам иностранных НКО. ИНКО представляют в ФРС информацию:

• об объеме получаемых денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, а также о целях их расходования или использования, — ежеквартально;

• о фактическом расходовании или использовании полученных денежных средств и иного имущества — ежегодно;

• о предполагаемых на территории Российской Федерации программах, — ежегодно; а также обо всех изменениях в этих программах и мероприятиях.

Основные недостатки нового Закона проявятся в первом квартале следующего года, когда Росрегистрация будет принимать годовую отчетность некоммерческих и общественных организаций. Представители НКО, которым пришлось проходить перерегистрацию, еще летом говорили о неясности и неточности многих формулировок в Законе, которые позволяют чиновникам усложнять и затягивать процедуры.

И сейчас все зависит от толкований на местах, от каждого конкретного территориального органа ФРС. А общественным объединениям и НКО остается только запастись терпением, усердием и грамотными юристами, которые способны создать судебный прецедент и пресечь вольное толкование закона госслужащими.

Комментарий юриста:

В соответствии со ст.135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственником жилья признается некоммерческая организация, а по-новому закону членами НКО могут быть иностранные граждане, законно находящиеся на территории РФ, значит иностранцы, купившие в РФ жилье не могут быть членами ТСЖ, так что и жилищная реформа, в очередной раз споткнулась о правовую коллизию.
Самое главное, что будет интересовать ФРС в отчетный период — это поток денежных средств из-за рубежа и их целевое расходование в соответствии с уставной деятельностью организации.