News

Что общего между плавучей АЭС и одноразовой зажигалкой?

Опубликовано: 30/11/2006

Автор: Игорь Кудрик

Росатом планирует начать строительство плавучей АЭС в апреле 2007 года, несмотря на отсутствие инфраструктуры.

В июне этого года на «Северном машиностроительном предприятии» (Севмаш) в городе Северодвинске Архангельской области в ходе визита руководителя Росатома Сергея Кириенко состоялось подписание пакета документов о строительстве плавучей атомной электростанции.

Станция будет построена на базе плавучего энергоблока с реакторной установкой КЛТ-40С.

Разговоры о строительстве плавучей АЭС велись уже давно, но то денег не было, то желания. И то и другое появилось после того, как Президент В.В.Путин обмолвился на одном форуме, что надо использовать «опыт, наработанный реакторными установками нашего флота».

Модификации установок КЛТ-40 используются на двух атомных ледоколах третьего поколения и одном атомном лихтеровозе. Все суда были построены в конце 80х годов и сейчас работают с переменным успехом в Арктике.

Если не считать небольших поломок, то установки КЛТ показали себя за 16 лет работы достаточно надежными. Строились ледоколы в Финляндии, а реакторная установка монтировалась на Балтийском заводе в городе С-Петербург.

Северодвинский «Севмаш» ледоколами или другими надводными атомными судами никогда не занимался. Во времена Советского Союза «Севмаш» штамповал атомные подводные лодки, иногда выпуская по 10 штук в год. В итоге, в СССР было построено около 250 атомных субмарин. 197 из них на сегодня официально выведены из эксплуатации по причине старения и ненадобности.

Сегодня деятельность «Севмаша» многогранна. Предприятие режет собой же построенные субмарины, продолжает строить новые атомные подводные лодки то ли четвертого, то ли пятого поколения (в поколениях путаются даже военные министры). Последнее время «Севмаш» достраивает нефтяные платформы, маломерные суда, выпускает водочные стальные рюмки и прочие сувениры. Теперь будет строить плавучие атомные станции.

По логике вещей плавучую АЭС должны были бы полностью строить на Балтийском заводе в С-Петербурге. Но видно, что дела там совсем плохи. Балтийский завод вот уже более 10 лет пытается достроить новый ледокол «50 лет Победы». Злые языки говорят, что ледокол собираются переименовать в «80 лет Победы». Подробностей мы не знаем, но плавучую АЭС отдали все-таки «Севмашу».

Стоимость проекта составляет порядка 9,1 миллиардов рублей. Основным инвестором станет «Росэнергоатом», организация эксплуатирующая атомные станции в России. Доля «Севмаша» в общем объеме финансирования составить около одной пятой.

Но это будет только пилотный проект. При его успешности, в чем никто из атомщиков не сомневается, предполагается построить целую серию подобный станций. За ними, как за новыми игровыми приставками, страны и российские регионы, уверены строители и проектанты, выстроятся в очередь.

Станции предполагается поставлять в 11 российских регионов, на разработки новых месторождений в районах Крайнего севера и даже для обеспечения крупных военно-морских баз Северного и Тихоокеанского флотов (на сегодня, правда, таковых уже не осталось). Далее предполагается экспортировать плавучие АЭС во все регионы мира, включая такие страны, как Индонезия.

Когда читаешь про все эти радужные перспективы, создается впечатление, что речь идет не об атомной станции, а об обычной батарейке. Плавучие АЭС хоть и являются станциями малой мощности, но они остаются атомными. А это значит, что их эксплуатация возможна только при наличии развитой и разветвленной инфраструктуры: судов для перевозки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), хранилищ для ОЯТ и радиоактивных отходов, центров обслуживания.

Какая есть инфраструктура на сегодня? Практически никакая. Современных судов для перевозки ОЯТ и радиоактивных отходов просто нет.

Нет даже единой концепции по обращению с ОЯТ и отходами в самой России. Каким образом предполагается вывозить топливо со станции, которая поставлена на снабжение электроэнергией какого-нибудь отдаленного района Крайнего Севера? А если на станции случается ЧП? Как его предотвращать, когда в некоторые районы, куда предполагается поставить плавучие АЭС, есть доступ только в течение нескольких месяцев в году?

Идея поставки подобных объектов в такие страны как Индонезия вообще граничит с сумасшествием, если, конечно, к каждой станции не будет представлена рота солдат для охраны от разного рода террористов-повстанцев.

Все эти вопросы остаются без ответа. Указания В.В.Путина обсуждать не принято. Если бы ответы появились, то идею признали бы бредовой.

То, что построят плавучую АЭС, сомневаться уже не приходится. Что с ней будут делать дальше – вопрос открытый. У «Севмаша» уже был опыт строительства подводных лодок, которые были использованы как одноразовые зажигалки.

Речь идет, в частности, о проекте 705 (по НАТО "Альфа"). Выяснилось, что перезаряжать их просто невозможно. И отработав несколько лет на одном и том же ядерном топливе, лодки долго находились в ремонте, а потом исключались из состава ВМФ. Если денег девать больше некуда, то можно этот опыт повторить.