News

На АПЛ в Северодвинске был пожар

Akula-klassen angrepsubåter er de mest moderne i Nordflåten.
Foto: Moscoop

Опубликовано: 15/11/2006

Автор: Рашид Алимов

2 ноября на судостроительном заводе «Севмаш» в Северодвинске случился пожар на атомной подводной лодке (АПЛ) К-317. Пресс-служба завода продолжает заявлять, что ничего серьезного не произошло.

Пожар на АПЛ К-317 проекта 971 («Акула» по классификации НАТО), проходившей ремонт на заводе, произошел из-за неосторожности сварщиков. Несколько человек получили отравление угарным газом.

«По военным заказам мы комментарии не даем», заявили «Беллоне.Ру» в пресс-службе Севмаша.

«Такое поведение представителей завода это просто глупость. Информация о любом таком происшествии на таком потенциально опасном объекте, как атомная подводная лодка, должна оперативно доноситься до общественности», говорит юрист «Беллоны» Нина Поправко.

«Граждане России имеют конституционное право на получение достоверной и своевременной информации», добавляет юрист.

По российскому законодательству «не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях… угрожающих безопасности и здоровью граждан». В соответствии с Указом Президента РФ от 11.02.2006г. № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне», Законом Российской Федерации от 21.07.1993г. № 5485-1 «О государственной тайне», к засекреченным сведениям не может относиться информация о состоянии экологии, угрозах здоровью, нарушениях прав и свобод человека и гражданина.

В пресс-службе «Севмаша» тем не менее, пояснили, что АПЛ «была уже не в доке», как об этом сообщалось в публикации газеты «Коммерсант», первой сообщившей о происшествии, а находилась на плаву у набережной предприятия.

«Если лодка находилась на плаву, а не в сухом доке, то любое происшествие, особенно пожар, может привести к потери плавучести и затоплению подводной лодки», говорит председатель экологического правозащитного центра «Беллона», бывший подводник, капитан первого ранга запаса, Александр Никитин.

Такой случай был на Камчатке в 1985 году, когда АПЛ К-429 типа «Чарли» затонула у пирса судоремонтного завода, на который была доставлена после того, как затонула в море по вине личного состава.

К-317

bodytextimage_pantera.jpg Photo: www.deepstorm.ru


Пострадавшая от пожара АПЛ была заложена на Севмаше в ноябре 1986 года, спущена на воду в мае 1990 года. 30 декабря 1990 года вступила в состав ВМФ России, получив имя «Пантера».

К-317 вошла в состав 24-й дивизии подлодок Северного флота и в 1993 году завоевала приз главкома ВМФ по противолодочной подготовке. В начале 1996 года во время боевого похода на лодке произошла авария, в отсеки стал поступать фреон из холодильной системы.

Однако экипаж смог без всплытия самостоятельно ликвидировать неисправность. В январе 1999 года командир «Пантеры» капитан 1-го ранга Сергей Справцев был удостоен звания Героя России (по данным СМИ, экипаж К-317 150 часов подряд скрытно следил за американским подводным стратегическим ракетоносцем).

АПЛ оснащена ядерным реактором ОК-650Б мощностью 190 мегаватт.

Задымление
После того, как информация о происшествии просочилась в прессу, представители «Севмаша» всячески стараются доказать, что ничего серьезного не произошло.

«Информация о пожаре это ерунда, было только задымление, посмотрите информацию “Регнума”», сказали корреспонденту «Беллоны.Ру» в пресс-службе Севмаша.

В интервью агенству «Регнум» исполняющий обязанности начальника специального управления федеральной противопожарной службы №18 Евгений Морозов заявил, что на лодке «произошло задымление из-за короткого замыкания проводки», «но возгорания и продуктов горения обнаружено не было», и экипаж сумел справиться с ситуацией без пожарных.

«Коммерсант» описывает развитие ситуации таким образом: «из-за неосторожности сварщиков сначала загорелась ветошь, потом деревянный настил; пока сварщики пытались ликвидировать загорание, огонь ушел в кабельную трассу, проложенную внутри подлодки».

Третий отсек, в котором произошло замыкание, согласно инструкции был загерметизирован.

Сходным образом происшествие прокомментировал и наш коллега, журналист Андрей Михайлов из Северодвинска, бывший подводник: «Хоть и неприятная, но все-таки достаточно обыденная ситуация».

Никитин считает иначе: «Да, такие вещи на АПЛ в ремонте происходят часто, но относиться к ним легко тоже нельзя».

Михайлов приводит слова руководителя службы спасения Северодвинска Константина Окулова, о том, что один пострадавший все-таки был: пришлось госпитализировать рабочего, надышавшегося продуктов горения, которые видимо все-таки были, несмотря на заявления пожарника Морозова.

Между тем, по другим сообщениям, в госпитале оказалось от четырех до семи человек. Пресс-служба «Севмаша» отказалась подтвердить или опровергнуть эту информацию.

«Любые подобные ситуации на АПЛ, пожары или задымления, это чрезвычайные происшествия. Они создают угрозу для окружающей среды и жизни людей», говорит Никитин.

«Иногда обходится, а иногда и нет», добавляет он.